Сегодня тысячи российских компаний, готовых выйти на рынки СНГ и дальнего зарубежья со своими товарами и услугами, испытывают трудности с выбором подходящей страны, налаживанием контактов с местными властями, поиском инверторов для своих проектов. Предприниматели попросту не знают, куда обратиться за информационной поддержкой и реальной помощью. Чтобы им помочь, Министерство экономического развития РФ разработало упрощенный проект реализации их внешнеэкономических проектов, а также механизм их реализации.
Как заявил на вчерашнем совещании заместитель главы ведомства Алексей Лихачев, в первую очередь нужно наладить взаимодействие министерства, торговых представительств и региональных властей. "Бывает такое, что есть интересный проект, но нет инвесторов или интереса администрации, - заявил он. - И наоборот, местные власти нуждаются в продвижении региона за рубежом, а интересных предложений от бизнеса не поступает". Решить эту проблему помогут соглашения между минэкономразвития и администрацией заинтересованного региона и создание там службы "одного окна". По плану ведомства, туда будут стекаться предложения от инвесторов, информация торгпредов о свободных нишах на рынках СНГ и дальнего зарубежья, а также перспективные бизнес-проекты, предварительно одобренные в минэкономразвития.
Особую роль в этом взаимовыгодном сотрудничестве министерство отводит торговым представительствам. "Их работа сегодня на особом счету - руководством страны к ней предъявляются высокие требования, - отметил Алексей Лихачев. - На последнем заседании, посвященном экспорту, Дмитрий Медведев даже порекомендовал министерству пересмотреть географическую структуру их расположения в регионах. Надо понять, какие из них действительно приносят пользу российской экономике, а чей интерес сводится к бизнес-туризму. Лишние закроем, необходимые новые откроем".
В настоящий момент российские торгпреды работают в 51 стране мира, в том числе 20 - в Европе, 15 - в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, 5 - в Северной и Южной Америке, 11 - в странах СНГ. "В идеале их работа должна заключаться не только в информационной поддержке, но и реальной помощи в продвижении проектов", - заявила директор департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России Вероника Никишина. Речь идет о привлечении иностранных резидентов в промышленную и научную сферу, организации презентаций субъектов РФ за рубежом, выходе региональных компаний на внешние рынки и привлечении иностранных инвестиций.
Что же должны сделать руководители российских компаний, чтобы оказаться в числе счастливчиков, кому минэкономразвития поможет пробиться на внешние рынки? Как оказалось, им надо всего лишь составить четкий и продуманный план своего проекта - так называемый паспорт - и отправить его в министерство. Специалисты ведомства за 3-4 дня все проверят и дадут экспертную оценку. "Если проект перспективный, то министерство обеспечит ему официальную поддержку, даст государственную гарантию, привлечет к его реализации специалистов высокого уровня, - отметил Лихачев. - Министерский проект - это, на мой взгляд, самая высокая оценка для бизнеса".
Стоит уточнить, что ведомство поможет проектам лишь из тех регионов, с кем у него заключено соглашение, и если этот бизнес-план имеет экономическую или социальную значимость для родного региона.
Как было сказано на совещании, в некоторых регионах уже запущены пилотные проекты. Например, в прошлом году Минэкономразвития России заключило договор с Министерством промышленности и торговли Татарстана, открыло там "одно окно", и все вместе приступили к реализации проектов. В результате в 2012 году торговый оборот республики перевалил за 26 миллиардов долларов. Всего на сегодняшний день между минэкономразвития и региональными органами исполнительной власти заключено 18 соглашений о взаимодействии во внешнеэкономической сфере, еще десяток соглашений находится в разработке.
Как заявил замминистра, в результате реализации этого проекта по всей стране только в этом году минэкономразвития рассчитывает поддержать более двухсот продуманных региональных проектов в сфере внешнеэкономической деятельности. "В потенциале речь, конечно, идет о тысячах проектов. Но если мы выйдем на 200-250 конкретных проектов в этом году, я считаю, что это будет очень эффективно", - заявил он.