Проект концепции разработан еще в 2012 году коллективом ученых Пермского государственного национального исследовательского университета, а в палату на общественную экспертизу его направил губернатор края Виктор Басаргин.
Палата признала огромное общественное значение проблемы и в целом одобрила проект для разработки на его основе полноценной долгосрочной целевой программы. Но отметила "сырость” документа и рекомендовала существенно его доработать.
Начинать решено с собачьей "переписи". Ведь сколько всего сейчас бесхозяйных животных в крае, можно представить только приблизительно. В этой связи члена Общественной палаты Светлану Аристову позабавило, что в некоторых муниципалитетах, тем не менее, численность четвероногих подсчитали с точностью до особи. В Губахинском районе, например, только собак насчитали ровно 168, в Верещагинском - 120, в Юсьвинском - 79… В Перми - 4500.
- Как считали?! Ясно, эта статистика шита белыми нитками, - усмехнулась председатель палаты по общественному контролю. - Наша страна не ратифицировала конвенции о защите прав животных, но игнорировать международные стандарты в этой части мы тоже не можем. Россия все-таки - член Совета Европы, и мы в нашем крае должны думать, как нам принять такую программу, которая, с одной стороны, защитит людей, а с другой - обеспечит гуманное отношение к животным.
По данным авторов концепции, за предшествующие три года только в Перми было зарегистрировано 12 тысяч укусов собак. Но у основателя приюта "Верность” Эллы Кадыровой другая информация: в прошлом году - чуть более 1500 укусов. Это данные муниципального управления по экологии. А по данным президента краевой кинологической федерации Аллы Белой, большинство укусов - на "совести" домашних собак. Ведь бродячие не ждут от человека ничего хорошего и держатся от него подальше
"Укусы - это последствия неправильного разведения и недостатков в воспитании со стороны собаководов", - указывает кинолог.
Что же делать? Светлане Аристовой показалось, что два основных способа решения проблемы, предусмотренных в предконцепции, - взаимоисключающие.
- С одной стороны, провозглашается гуманное отношение к животным, - отметила член палаты. - Основным способом предполагается стерилизация (то есть лишение способности к размножению хирургическим путем. - ред.) и последующий возврат в среду обитания. С другой, предусмотрена возможность запрашивать немалые средства на эвтаназию. Словом, социально-экономическое обоснование нуждается в уточнении.
Профессор ПГНИУ Георгий Воронов по этому поводу пояснил, что собак и кошек предстоит, действительно, разделять на категории.
- Подвергать эвтаназии предполагается неизлечимо больных и агрессивных особей, - комментировал заслуженный эколог РФ.
Ученые, кстати, разошлись во мнении о стерилизации. Так, доктор биологических наук Александр Шепель считает, что стерилизация не избавляет от угрозы нападения животных на людей в сезоны обострения инстинкта размножения.
- Многие источники указывают, что стерилизация, напротив, приводит к повышению агрессивности, - комментирует зоолог. - Наконец, возвратный отлов - дорогостоящий.
Председатель благотворительного фонда помощи животным "Потеряшка- Пермь" Диляра Харитонова заметила, что есть на свете места, где проблема давно решена. Например, округ Фэйрфакс, штат Вирджиния, США.
- Округ этот сравним с Пермью как по численности населения, так и по территории. И там как-то нет сомнений, стерилизовать или нет, - указала общественный деятель. - Все бесхозяйные животные поголовно подвергаются стерилизации.
Зоозащитница привела и другие любопытные данные, которые стоит учесть при разработке будущей программы. В Фэйрфаксе всеми аспектами, связанными с животными - от ловли уличных собак до выявления фактов жестокого обращения с ними - занимается подразделение полиции animal service (англ. "сервис животных”). Во владениях жителей зарегистрировано 88 тысяч собак, и каждую знают по морде, бездомных - 0. Персонал пермской службы по регулированию численности безнадзорных животных - 21 человек, animal service в Фэйрфаксе - 58 человек. На содержание службы в Перми отпускается более 20 миллионов рублей, в Фэйрфаксе - 4 миллиона долларов. При этом стоимость операции по отлову в Перми - полторы тысячи рублей, у американцев - 4 доллара.
- За последние десять лет у нас проводился только невозвратный отлов, - констатировала зоозащитница. - И при этом никаких подвижек. Как бегали эти несколько тысяч бездомных собак, так и бегают. Бездомные, голодные, больные живут при помойках. Потом у нас кричат: "На нас бросилась собака, какой ужас!” Да они просто защищают свою кормушку. А ее организовали мы.
Заместитель председателя Пермской городской думы Юрий Уткин признал, что проблема межотраслевая.
- По закону о полиции каждый участковый полицейский служащий обязан знать не только всех жителей подведомственной местности, но и домашних животных, - поведал депутат. - Причем знать их породы - бойцовские, небойцовские, - и клички. Спросите это у первого полицейского на улице… Он соседей-то своих не знает.
Открытые свалки с остатками пищи или, по-научному, с кормовой базой, - это уже ведение ЖКХ. Почти все общественники согласились, что, берясь решать проблему бездомных животных, начинать надо с домашних.
- В Перми есть правила содержания домашних животных. Но за их соблюдением некому следить, - согласился губернатор Пермской области в 1996-2000 годы Геннадий Игумнов.
Бывшего главу Прикамья часто можно встретить в центре Перми, выгуливающего своего маленького йоркшира.
- Рядом выгуливают собак бойцовых пород, и все - без намордника…
- Я человек чувствительный и ощущаю, что градус накала в обществе достигает по Цельсию 39-ти, - признавал Юрий Уткин. - А у проблемы есть, между тем, есть и инженерно-технический аспект. Например, у нас не было ни одной нормативной площадки для выгула. А если есть, то туда надо ехать на общественном транспорте. Мы понимаем, что это нереально. Поэтому в январе мы легитимизировали места для выгула, и в этом году у нас появятся первые такие площадки.
Объем финансирования мероприятий будущей программы выяснится после разработки перечня конкретных мероприятий.