Территориальную программу на 2012 год, утвержденную постановлением правительства региона, оспорил в суде прокурор Курганской области, указав на несоответствие ряда положений документа федеральному законодательству. В частности, программа определила норматив финансовых затрат на один вызов скорой помощи, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) в размере 1 035,79 рубля, в то время как федеральный норматив чуть не вдвое выше - 1710,1 рубля. Аналогичным образом в Зауралье оказались заниженными и другие цифры. Так, на одно посещение амбулаторно-поликлинических учреждений было предусмотрено 160,77 рубля (по федеральной программе - 218,1), на одного пациента дневного стационара - 454,08 рубля (478), койко-день лечения в условиях стационара в регионе оценили в 1 005,92 рубля (1 380,6). Подушевой норматив финансового обеспечения составил 5 512,48 рубля, тогда как по федеральной программе - 7 633,4. Разница, как видим, весьма существенная.
Суд указал, что предусмотренные федеральной программой нормативы являются государственной гарантией равного права граждан России на медпомощь и не могут быть уменьшены субъектами РФ.
В департаменте здравоохранения Курганской области решение высшей судебной инстанции не комментируют, ведь апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Однако чиновники категорически не согласны с бытующим среди части населения мнением, что, занизив территориальные нормативы, областные власти пытались сэкономить на пациентах. Дело в пресловутом дефиците средств, вздыхают специалисты департамента. По их данным, денег на аналогичные программы не хватает более чем в 70 российских регионах. Несмотря на то, что в Курганской области на нужды здравоохранения предусмотрена почти четверть расходов регионального бюджета, этого все равно недостаточно. Вместе с тем никто не упрекнет врачей в неоказании бесплатной медпомощи из-за того, что норматив в Зауралье оказался ниже федерального.
- Территориальная программа госгарантий является базовой, поэтому теоретически считалось, что все деньги на здравоохранение идут только через нее, - пояснил первый заместитель директора департамента здравоохранения Сергей Жуков. - Между тем у нас существует более десяти различных ведомственных, целевых, федеральных и областных программ, которые в сумме стоят столько же, сколько одна программа госгарантий. Через них тоже идут средства на оказание бесплатной медпомощи.
С 2013 года в Курганской области решили объединить несколько программ, перешли на преимущественно одноканальное финансирование. Например, программа модернизации здравоохранения вошла в программу госгарантий. В итоге дефицит ее сократился, а стоимость выросла с 5,7 миллиарда рублей в 2012 году до 7,8 миллиарда в текущем.
- В целом финансирование здравоохранения в Курганской области намного перекрывает федеральный норматив, - говорит Сергей Жуков. - Мы реально получаем намного больше средств: по федеральному нормативу положено 7,8 миллиарда рублей, а в прошлом году на здравоохранение направлено 9,3 миллиарда.
По мнению главного врача Курганской больницы скорой медицинской помощи Сергея Фролова, здравоохранение вообще не должно зависеть от региональных бюджетов.
- Это федеральная задача, - уверен он. - Потому что больные везде одинаковые, а бюджеты регионов, следовательно и территориальные нормативы программ госгарантий, разные.
Норматив же, как и плановые задания, - понятие условное, говорит главврач, просчитать его в принципе невозможно. Например, плановые задания для медучреждения составляют около 125 тысяч вызовов скорой помощи в год. А реально больница в 2011 году приняла 178 тысяч, в 2012-м - около 159 тысяч. По России средний показатель обращений в скорую - 318 случаев на тысячу человек населения в год. В курганской специализированной больнице в 2011 году эта цифра составила более 520 случаев, а в 2012-м - 486 обращений.
Сергей Сахатский, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Курганской области:
- К 2015 году стоимость медицинской помощи и норматив на одного жителя во всех субъектах России должны стать одинаковыми. О том, что мы поступательно к этому движемся, говорит тот факт, что дефицит территориальной программы госгарантий в Курганской области сократился с 37,65 процента в 2010 году до 15,38 в 2013-м. Вместе с тем, увеличивается сумма средств, поступающих в бюджет ТФОМС на неработающее население. В 2012 году рост составил 25 процентов, в 2013-м - 50, в 2014 году увеличение ожидается на 75 процентов, а в 2015 году рост составит 100 процентов от необходимой суммы. Таким образом, регион постепенно приближается к федеральному нормативу в рамках бюджета.