13.03.2013 00:50
Экономика

Глава Россвязи: Россиян будут оповещать о ЧС по таксофонам

Таксофоны научат звенеть о буранах и наводнениях
Текст:  Татьяна Шадрина
Российская газета - Федеральный выпуск: №53 (6029) Российская газета - Столичный выпуск: №53 (6029)
Технических сложностей, которые нужно устранить для отмены роуминга внутри России, немного. И звонки по одной цене внутри домашней сети в разных регионах могут стать вполне реальными уже в 2014 году. Об этом на "Деловом завтраке" в "Российской газете" сказал руководитель Федерального агентства связи Олег Духовницкий, комментируя заявление главы минкомсвязи Николая Никифорова в программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым".
Читать на сайте RG.RU

 

 
Видео: Александр Шансков

 

Олег Геннадьевич, а нужно ли для этого менять алгоритм работы сетей связи?

Олег Духовницкий: Во-первых, отмечу: если министр сказал, что федеральный роуминг будет отменен, то это должно случиться. Операторам нужно будет перенастроить систему биллинга, то есть учета разговоров абонента, расчет и списание денег с его счета, а также систему учета трафика. Это нетрудоемкий и, как мне кажется, не очень затратный процесс.

Может ли отмена роуминга и мобильного рабства изменить порядок присвоения ресурса нумерации, то есть самих номеров абонентов?

Олег Духовницкий: Отмена национального роуминга и "мобильного рабства" не требует изменения порядка выделения ресурса нумерации и не связана с возможностью абонента сохранять телефонный номер при переходе от одного оператора к другому. Но предусмотрено создание базы данных перенесенных номеров. И если сейчас по префиксу можно определить, какому оператору принадлежит номер звонившего, то после отмены "мобильного рабства" поинтересоваться, какой оператор отвечает за тот или иной мобильный номер, можно будет как раз воспользовавшись информацией оператора базы данных перенесенных номеров.

Как, по-вашему, должно строиться в ближайшее время оповещение в экстренных ситуациях? В выходные была сильная снежная буря на трассе "Байкал". И многие люди, если бы их оперативно предупредили, просто не тронулись бы в путь. Есть ли механизм, по которому можно быстро донести информацию до жителей регионов о катаклизме?

Олег Духовницкий: Очень своевременный вопрос. В конце прошлого года президент России подписал Указ о создании комплексной системы оповещения. Исходя из данного документа, в рамках работы, которую сегодня ведет МЧС, нам становится понятно, что система, которая сегодня работает, к сожалению, в полном объеме свои задачи не выполняет. Поэтому было решено за эту работу взяться сообща, подключив губернаторов и глав регионов, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти. Уже создан проект концепции системы оповещения, работу над которой вела и Россвязь. Мы входим в состав рабочей группы по выполнению этой концепции. Наше ведомство определило ряд шагов по становлению новой системы. Мы объединили два подведомственных предприятия проводной связи, Московскую и Санкт-Петербургскую ретрансляционные сети, в одно, чтобы сделать технологический процесс более эффективным. На базе нового предприятия мы предлагаем создать мультисервисную сеть. Одной из ее основных задач будет как раз оповещение населения. Ведь это, с моей точки зрения, целый комплекс мероприятий, начиная от оповещения по радио, по проводным каналам, по телевидению, и заканчивая рассылкой sms-сообщений на мобильные телефоны. Если подойти комплексно, в том числе используя сегменты этой мультисервисной сети, которую мы считаем одним из основных элементов общей системы оповещения, тогда мы будем в состоянии своевременно оповещать население.

А есть ли еще предложения как может выглядеть система оповещения?

Олег Духовницкий: Для гарантированного адресного оповещения жителей малых населенных пунктов можно использовать таксофоны, установленные для оказания универсальных услуг связи. Система работает уже почти десять лет. Есть замечательные красные таксофоны, есть пункты коллективного доступа, расположенные в почтовых отделениях. Если применять ряд технических решений, то к этим таксофонам могут быть прикреплены так называемые "колокольчики". Сам таксофон, через инфраструктуру связи, может быть соединен с центром принятия решений, оповещения, откуда и будет поступать сигнал предупреждения о ЧП на группу таксофонов. Доставка сообщений на них будет осуществляться через систему управления оборудованием универсальной услуги связи. Управление оповещением может осуществляться с пульта оператора, подключенного к серверу системы управления по локальной сети или виртуальную сеть (VPN). Но для этого таксофоны необходимо оснастить блоками усиления сигнала и резервного электропитания, громкоговорителями и картой памяти для записи оповещений. Соединение будет происходить с группой таксофонов, в 32 аппарата, и из центра принятия решения будет передаваться на них заранее записанное или произносимое в микрофон сообщение. Таксофон своим звуковым сигналом привлечет внимание жителей, станет предупреждением для граждан: покиньте такой-то район, на соседней улице пожар, грядет буран, пойдет ливень или есть опасность оползня.

Эти направления, с нашей точки зрения, вполне реальны. Первое мультисервисное решение - более технически продвинутое, устойчивое, которое имеет перспективу работы на многие годы вперед. Второе - более быстро реализуемое, но, наверное, менее технически свежее и не очень дешевое.

Еще надо учесть, что под воздействием именно таких природных явлений, как дождь, вода, наводнение, наиболее устойчивой оказывается проводная связь, а не сотовая. Кабель связи, даже находясь под водой, не теряет своей функциональной нагрузки и по нему проходит сигнал. К сожалению, мобильная связь, лишаясь источников подачи энергии, перестает работать. Остаются старые дедовские способы - стационарный телефон, проводная связь, средства передачи сигнала и, естественно, то самое звуковое оповещение граждан.

В мире много готовых решений систем оповещения. В Японии широко используют весь их спектр, но проводная связь - одна из приоритетных в схеме предупреждения о ЧС, а именно, трансляция звукового сигнала по кабелю.

Продолжение "Делового завтрака" читайте на сайте "РГ".

Фоторепортаж
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Связь Россвязь