14.03.2013 00:42
Экономика

Российских покупателей обманывают на миллиарды рублей

Российских покупателей обманывают на миллиарды рублей
Текст:  Елена Мишина
Российская газета - Федеральный выпуск: №54 (6030)
Российским потребителям нужны новые механизмы для защиты своих прав. Победа в суде уже не гарантирует возврата денег за некачественный товар или услугу. В 2012 году было исполнено меньше половины решений суда по искам, выигранным Союзом потребителей России.
Читать на сайте RG.RU

"Продавцы и исполнители услуг стали более агрессивны, прикрываясь лозунгом, что их слишком много кошмарят", - заявил вчера "Российской газете" председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. Фемида стала постепенно отворачиваться от российских потребителей, поэтому современным покупателям надо быть всегда начеку, заметил он, презентуя второе издание книги "Права потребителя: как защитить себя в конкретных жизненных ситуациях?" ("Библиотечка "Российской газеты", 2013). Первый тираж разошелся мгновенно - действенная инструкция по борьбе с обманом в сфере услуг тут же стала настольной книгой во многих семьях.

В 2012 году суды удовлетворили 80 процентов обращений от Союза потребителей. Годом ранее решение в пользу гражданина, недовольного качеством товаров и услуг, принималось судами в девяти случаях из десяти, говорит сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин. Но защитников прав потребителей больше страшит другое. Даже если человек нашел правду в суде, ему становится все сложнее добиться реализации этого решения. Так, в 2006 году исполнялось 85 процентов решений российских судов по делам Союза потребителей, в 2011-м - шесть из десяти решений. А в прошлом был претворен в жизнь всего 41 процент, то есть меньше половины вердиктов. "В 2012 году мы помогли россиянам возместить ущерб на 455 млн рублей, 131 млн из них - по суду. Еще на полмиллиарда есть решения суда, но не исполнены. И это только та малая часть потребителей, которая работала с нами, а не защищала свои права напрямую", - говорит сопредседатель Союза Антон Недзвецкий. Сейчас в среднем исполняется порядка половины потребительских исков, а в некоторых регионах и 15-20 процентов, отмечает он.

Как правило, к моменту вступления решения суда в силу у организации, которая продала некачественный товар или услугу, уже нет имущества, на которое можно обратить взыскание. Рынок наводнен однодневками, и непорядочные организации при первой угрозе быстро банкротятся, по различным схемам обнуляя счета и ликвидируя имущество. Приставам остается только закончить исполнительное производство в связи с невозможностью взыскания. Этому немало способствует то, что в Уголовном кодексе нет личной ответственности для руководителей организации-должника за уклонение от исполнения судебного решения.

Если бы учредителей и директоров задолжавших обществ с ограниченной ответственностью в одночасье перестали бы пускать в отпуск за рубеж, как налоговых уклонистов и алиментщиков, то только по делам Союза на границе остановились бы 1200 человек, подсчитал Шелищ. Помог бы и запрет на руководящие посты в новых юрлицах для начальства задолжавших организаций. Среди других предложений союза - введение обязательного страхования ответственности для ООО, которые реализуют потребителям товары и услуги.

Тем временем

Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко предложил девиз для Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечается 15 марта. "В этом году девизом является "Потребительское правосудие сегодня", но мне больше нравится другой перевод: "Справедливость для потребителей сегодня", цитирует его "Интерфакс" . Новости от Онищенко: пока лишь одно из 90 грузинских винодельческих предприятий представило России образцы, а оснований для снятия запретов на поставки в РФ из США мяса с рактопамином пока нет. И хорошая - пик заболеваемости гриппом в России пройден.

Товары и цены