Вместе с журналистами "РГ" в Епифань отправились члены Тульского облизбиркома. Дело в том, что избирательная комиссия Тульской области выпустила книгу старинных рецептов, связанных с именными избирательными участками, - "О вкусных и здоровых выборах". Она оказалась настолько популярной, что теперь готовится второе расширенное издание, и его составители решили попробовать что-нибудь приготовить сами, ну вот хотя бы блины испечь…
Масленичные гуляния в Епифани, как и положено, начались с понедельника. Этот день так и называется - "встреча". Вторник - "заигрыш", среда - "лакомка", в четверг масленица получает звание "широкой", а потому этот день зовется "разгул", в пятницу - "тещины вечера", в субботу - "золовкины посиделки", а воскресенье - прощеный день.
В местном филиале музея "Куликово поле" - доме купца Байбакова, а точнее на территории купеческой усадьбы, все готово к встрече Масленицы. Не успели мы выйти из машины, как нам сразу же предложили переодеться. Оказалось, что необходимо нарядиться как можно страшнее: тулуп козлиный мехом наружу надеть, а лучше страшные маски. Считается, что только таким видом можно напугать зиму, чтобы она поскорее ушла. Ну, мы как могли постарались: какие-то юбки цветастые напялили, жилеты меховые, картузы купеческие… Страшных масок не нашлось, может, потому зима и не слишком испугалась. Но мы старались честно: пугали друг друга своим довольно забавным видом.
Другой нюанс Масленицы - этот праздник, по традициям, связан с продолжением рода, созданием семьи. Так, убежденных холостяков пытаются переубедить с помощью… бревнышка. Вешают на шею довольно увесистую деревяшку, а если и к следующей Масленице не женится, бревно повесят побольше. Не знаю, можно ли кого убедить таким образом жениться, но в старинную игру "Бояре, а мы к вам пришли" (это как бы обряд выбора невесты) мы от души поиграли.
Затем именно выбранным жениху и невесте предстояло нарядить куклу Масленицу и прокатить ее по селу. Покатали, правда, по дому и на деревянной лошадке.
И уж только после того, как Масленицу установили во дворе, приступили к главному - начали печь блины. Для начала вынесли жаровой самовар, разожгли его, запахло дымком… Потом уж приступили к приготовлению блинов.
Блины пекли на улице, на костерке. Как нам рассказали местные жители, лучше бы на пеньках, но пеньки нынче в дефиците. Однако технологию объяснили: надо найти трухлявый пень, разворошить у него сердцевину (диаметром сантиметров десять и глубиной 20-30 сантиметров), потом эту труху поджечь. И вот на такой импровизированной плите пекут блины. Конечно, сковорода должна быть чугунная.
Наши блины пеклись на костре. Причем кухарить кинулись мужчины. Представители прекрасной половины человечества как-то сразу ретировалась в сторону самовара с чайком. Зато представители сильного пола с азартом лили на сковороду тесто, на удивление ловко блины переворачивали. Только и слышалось: несите скорее тарелку!
Удивительно, но куликовские блины оказались вовсе не тоненькими, узорчатыми, какие обычно подают на масленичных гуляньях в городах, а толстые, большие, поджаристые. Ну, очень упитанные солнышки. И невероятно вкусные. Да еще и с вишневым вареньем…
После блинов появилось вполне понятное желание слегка размяться. Для этого, наверное, народ и придумал "взятие снежного городка". Защитники зимы укрылись в снежной крепости. Так вышло, что ими оказались исключительно мужчины. А дамам досталась роль нападающих - пришлось брать крепость штурмом. Крепость взяли, получилось весело.
Следующим этапом уже стало сжигание куклы Масленицы. На Куликовом поле ее делают из деревянной крестовины, которую обматывают сеном, и уж потом наряжают. А в Калужской области, к примеру, Масленицу делают из мешков с сеном. Словом, в каждой деревне свои обычаи.
Конечно, Масленицу надо сжигать в последний день: до этого она стоит неделю на видном месте и как бы впитывает в себя все грехи и несчастья, накопившиеся за год, чтобы сгореть вместе с ними. Уж сколько там грехов успела впитать наша Масленица - не известно, но сгорела вместе с ними дотла. Конечно, мы старательно водили хоровод, пели "гори-гори ясно" и звали весну. Местные птахи на веточках что-то насмешливое тренькали, день был солнечный, сосульки на крышах закапали. И мы решили, что честно исполнили все, чтобы весна, наконец, пришла, и закончились эти аномальные холода. Наше "шаманство", похоже, помогло - сегодня на улице уже заметно теплее…
Рецепты традиционных блинов Куликова поля
На Куликовом поле традиционно делают "гречишники" и "яишники".
Для гречишников надо 4 стакана гречневой муки, 4,5 стакана молока, 20-25 граммов дрожжей, соль по вкусу. Дрожжи разводят в 1/2 стакана теплого молока. Деревенские жители делают это в специальной деревянной кадке для теста, которую на Куликовом поле называют дежа. Затем добавляют еще 1,5 стакана молока. При непрерывном помешивании надо всыпать в молоко 2 стакана муки. Тесто хорошо размешать. Дежу накрыть полотенцем и поставить в теплое место. Когда тесто увеличится в объеме в 2-3 раза, добавить оставшуюся муку, молоко, соль; все размешать и вновь поставить в теплое место. После того как тесто второй раз подойдет, выпекать блины на чугунной сковороде на предпочитаемом куликовскими жителями конопляном масле или за неимением такового - на подсолнечном.
А яишники делаются из пшенной муки. Надо взять 2 стакана пшенной крупы, 2 стакана пшеничной муки, 6 стаканов молока, 5 яиц, 25 граммов дрожжей, 200 граммов сливочного масла, сахар, соль по вкусу. Вылить в дежу 2 стакана теплого молока и развести в нем дрожжи. Всыпать всю муку и замесить тесто. Поставить тесто в теплое место на 1-1,5 часа. Из пшена сварить кашу. Остудить ее до комнатной температуры, добавить растертые с солью и сахаром яйца, хорошо перемешать. Соединить кашу и тесто и дать ему снова подойти. Выпекать на сковородке, смазанной маслом.