Злополучные торги, встряхнувшие устоявшуюся систему и приведшие к требованию внесения поправок в федеральный закон "О рыболовстве…", состоялись в ноябре прошлого года. На эти аукционы выставлялось право добывать камчатского, синего и волосатого четырехугольного крабов в подзоне Приморье, к югу от мыса Золотой.
Ушел с молотка
Как сообщил на своем сайте организатор торгов - Приморское территориальное управление Росрыболовства - к участию в аукционах были допущены три компании. Еще двум заявителям было отказано.
Победителями стали два предприятия. Управление рыбного хозяйства Приморского края заключило с ними договоры о закреплении долей квот. При начальной цене всех лотов 365,4 миллиона рублей итоговая составила 371,2 миллиона.
На этом история могла бы и закончиться, но не получившие допуск к валютоемким биоресурсам промысловики "заявили протест", обратившись в генеральную прокуратуру. В письме ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока изложила свое видение ситуации и представила данные, свидетельствующие о незаконности результатов торгов. По мнению представителей ассоциации, две из трех участвовавших в аукционе компаний были допущены к нему незаконно.
Как объяснил президент ассоциации Александр Дупляков, если бы оговоренное федеральным законом "О рыболовстве…" условие допуска к аукциону тех, кто работал по научным программам до конца 2008 года (в 2009-м на добычу краба в этой подзоне ввели временный запрет), при составлении списка участников было бы соблюдено, то в нем оказалась бы только одна компания. И это сделало бы проведение аукциона невозможным.
По его словам, итоги аукционов подтвердили опасения рыбаков:
- Ценный ресурс поделили между собой две компании, причем одна из них уже была единственным победителем аукциона, проведенного двумя годами ранее по аналогичной схеме. Сейчас в ее руках сосредоточены практически все крабовые ресурсы южной части подзоны Приморье.
Выпад промысловиков парировал руководитель теруправления Росрыболовства Александр Иванков. Интересно, что он ссылался все на тот же закон, который гласит, что право на добычу краба в прибрежной зоне есть только у тех, кто на основании договоров с научными организациями вел лов в 2008 году по научным программам. Правда, по его мнению, под эти критерии как раз и подошли три компании, которые в итоге и были допущены к участию в торгах.
Закон суров
Стало очевидно, что в правовых тонкостях смогут разобраться только юристы. Они-то сочли доводы Иванкова несостоятельными.
- Прокурорская проверка выявила существенные нарушения федерального законодательства в ходе проведения "крабового аукциона". Они допущены организаторами торгов. По мнению надзорного органа, была нарушена процедура проведения аукциона, что ограничило круг потенциальных покупателей и повлекло незаконное отстранение от участия в торгах ряда компаний, - сообщила старший помощник прокурора Приморского края Елена Телегина.
Сам Иванков оказался под следствием и за "превышение должностных полномочий" находится в СИЗО.
- Ему предъявлено обвинение в том, что при проведении аукциона преимущество незаконно было отдано заранее определенным компаниям, - пояснила официальный представитель следственного управления СКР по Приморью Ольга Левченко.
К слову, руководитель теруправления стал фигурантом еще одного уголовного дела, касающегося нарушений при заключении права аренды морских участков для осуществления товарного рыболовства. Следователи считают, что победители этого аукциона также были определены заранее.
15 марта арбитражный суд намерен выслушать представителей теруправления Росрыболовства, департамента рыбного хозяйства Приморского края и предприятий, выигравших аукционы.
Вероятнее всего судья не увидит руководителя одной из компаний-победителей Дмитрия Дремлюгу - по некоторым данным, он сейчас находится за границей.
Не придет в суд и Алексей Цим¬бал - в недавнем прошлом глава департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Приморского края. Несмотря на отсутствие официальных объяснений, эксперты напрямую связывают его скоропалительную отставку с развитием "крабового дела".
Большая перемена
Скандальные аукционы дали толчок к обсуждению изменений, которые следует внести в закон о рыболовстве. Приморские власти и бизнесмены пришли к единому мнению: необходимо исключить статью, определяющую, что допускать к аукционам можно только участников научного лова.
- Фактически компании, способные добывать краба, были лишены возможности участвовать в торгах, - комментирует букву закона вице-губернатор Приморья Сергей Сидоренко.
С ним согласны и рыбаки: подать заявки могло бы гораздо больше компаний, однако это условие делает такие попытки бессмысленными.
Новая поправка должна сохранить за рыбаками право на вылов рыбы и морепродуктов по историческому принципу.
- Если компания имела доли квот по ресурсу, на добычу которого затем был введен запрет, то эти же доли у нее остаются и после открытия промысла. Такая схема будет более понятной и прозрачной для рыбопромышленных предприятий,- говорит Сергей Сидоренко.
По мнению и.о. директора департамента рыбного хозяйства края Сергея Настышева, данные изменения положительно повлияют на наполняемость казны.
- Указанная статья приводит к резкому снижению количества участников аукционов. Соответственно, при проведении торгов окончательная цена лотов остается практически равна начальной, что отрицательно сказывается на пополнении бюджета, - считает Настышев.
Заметим, что, по расчетам экспертов, если бы в ноябрьских аукционах участвовали не три, а хотя бы пять-шесть компаний, стоимость лотов могла бы достигнуть миллиарда рублей.
Словом выгода очевидна.
Приморский рыбохозяйственный совет создал специальную рабочую группу. Она подготовила ряд поправок, которые решено направить в Госдуму и Совет Федерации.