14.03.2013 04:35
Власть

"РГ" узнала, как в ДФО происходит перевод госуслуг в электронный вид

Слабое развитие систем и средств связи в ДФО ограничивает пользование электронными госуслугами
Текст:  Татьяна Александрова Ирина Дробышева Павел Рябчиков Владимир Таюрский
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (6030)
Министр по развитию Дальнего Востока - полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев считает, что первый спутник, запущенный с космодрома "Восточный", должен быть спутником связи. По его мнению, в округе плохо обеспечен доступ к современным информационно-коммуникационным технологиям. В первую очередь речь идет о переводе госуслуг в электронный вид. В ситуации разбирались корреспонденты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

Дорого и плохо

Недавно Якутия выиграла в общероссийском конкурсе грант на развитие новых телекоммуникационных технологий. 38 миллионов рублей станут совсем не лишними для решения тех вопросов, которые можно урегулировать на региональном уровне.

По словам председателя республиканского госкомитета по связи и информационным технологиям Константина Семенова, к приоритетным направлениям относятся организация межведомственного электронного взаимодействия между органами власти, перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид, установка и приобретение автоматических информационных систем. В прошлом году в Якутии установили 20 таких терминалов, в нынешнем закупят еще 65.

Но никакими грантами в республике не решить глобальных проблем, из-за которых тысячи жителей вынуждены пользоваться допотопными средствами связи либо платить за выход в Интернет огромные деньги. Собственно, таких проблем три. Это недостаточное количество спутников, из-за чего север Якутии остается вне зоны действия современных систем связи, низкое качество Интернета в центральных районах республики и чрезвычайно высокие цены, устанавливаемые собственниками магистральных линий. Без активного участия федерального центра ситуацию на этих трех направлениях улучшить невозможно.

Особенно удручают цены. Были надежды на то, что с приходом в Якутск оптоволоконной линии связи (и появлением на этом рынке конкуренции) стоимость услуг снизится. Линию провели. А цена доступа в Интернет осталась практически на прежнем уровне. Для юридических лиц она в десятки раз выше, чем в соседних регионах.

Чиновники на связи

В прошлом году минкомсвязи России провел мониторинг готовности субъектов РФ к переходу на межуровневое и межведомственное взаимодействие в электронном виде. По его результатам Сахалинская область заняла девятое место (из 83-х). Об этом "РГ" рассказал руководитель агентства по информационным технологиям и связи Александр Камкин.

- Все островные органы исполнительной власти и местного самоуправления подключены к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия. Она функционирует в тестовом режиме с июля 2012 года, - отметил он.

Благодаря системе островные чиновники получили возможность обмениваться сведениями как друг с другом, так и с федеральными коллегами.

Но для жителей области куда важнее реализация программ повышения доступности государственных услуг и их перевода в электронный вид.

- В конце прошлого года сахалинцы и курильчане уже могли получить через специальный портал 16 таких услуг. В 2013-м мы планируем серьезно увеличить их число, - говорит Камкин.

В 608 поселениях Приамурья нет не только сотовой связи и Интернета, но и телефонной линии

Большие надежды руководитель агентства возлагает на многофункциональный центр (МФЦ), который начнет работать в Южно-Сахалинске уже осенью. Тогда жители областного центра смогут в комфортных условиях максимально быстро воспользоваться любой из 750 официально зарегистрированных госуслуг.

По словам чиновника, центр будет функционировать по принципу "одного окна" и с его появлением у населения исчезнет необходимость собирать по кабинетам различные справки.

До конца 2014 года во всех районах Сахалинской области будет создана сеть МФЦ. В отдаленные места будут выезжать мобильные офисы.

Попробуй, дозвонись

Первый многофункциональный центр предоставления госуслуг населению начал работать в областном центре Приамурья в декабре 2010 года. А к 2013-му подобные центры были созданы практически во всех районах области. Кроме того, в регионе в течение трех лет успешно функционирует "электронное правительство". Сегодня на портале правительства Амурской области можно получить 107 услуг.

- Налаживается ситуация и с сотовой связью, - говорит руководитель центра информтехнологий Сергей Щербаков. - Благодаря установке и запуску в действие 52 базовых станций вдоль федеральной трассы "Амур" дополнительно охвачено 74 населенных пункта.

Однако проблема решена лишь частично. До сих пор мобильная связь не дотянулась до 15 процентов населенных пунктов Приамурья.

Кроме того, в области существуют проблемы с доступом в Интернет. Большие эксплуатационные затраты, особенно в отдаленных районах, формируют высокие тарифы для пользователей. При этом пропускная способность каналов передачи данных остается очень низкой.

Между тем в 608 поселениях Амурской области нет не только сотовой связи и Интернета, в них отсутствует даже автоматическая телефонная связь. Плотность телефонизации в городской местности составляет 207,2 телефонных аппарата на тысячу жителей, в сельской местности - 83,4. Для сравнения: в Хабаровском крае этот показатель равен 260,4 и 133,2, соответственно, в Приморском - 273,8 и 133,7.

Самый продвинутый

В 2012 году полноценной телефонной связью был обеспечен самый труднодоступный населенный пункт Приморского края - селение Акзу Тернейского района. В этот национальный удэгейский поселок не ведут дороги, добраться сюда можно только вертолетом. До недавних пор телефонная связь здесь была представлена лишь одним спутниковым таксофоном. Сейчас действуют новая спутниковая станция, цифровая АТС и сеть линейных сооружений, а стационарные телефоны установлены у первых 64 абонентов.

Тем временем в Приморье продолжается реализация программы "Электронное правительство". Четыре года назад в крае установили 34 инфомата, в прошлом году было принято решение о возобновлении программы. До конца года появится около 60 новых устройств, с помощью которых будет обеспечиваться доступ на портал госуслуг "Мой регион". Кроме того, в 2013-м появятся семь многофункциональных центров предоставления государственных услуг населению. Вероятнее всего, первый МФЦ откроется в Фокине.

- Приморье далеко впереди всех регионов ДФО по количеству зарегистрированных личных кабинетов на портале госуслуг. Наиболее востребованными оказались услуги оформления загранпаспорта, регистрации транспортного средства в ГИБДД. Сейчас набирает популярность электронная запись на прием к врачу, скоро она станет еще удобней. В дальнейшем таким образом можно будет встать в очередь на место в дошкольных учреждениях, зарегистрировать брак, - рассказал директор департамента информатизации и телекоммуникаций администрации Приморского края Алексей Щуров.

Тем временем

Приостановлена прокладка оптоволоконной линии на Камчатку по дну Охотского моря с Сахалина через Магадан. Из проекта собрались выйти несколько компаний-телекоммуникационных операторов, а остальным такие затраты не потянуть.

Регионы Амурская область Приморский край Сахалинская область Якутия Дальний Восток