14.03.2013 19:03
Культура

"РГ" побывала в волгоградском театре, где играют для одного зрителя

Текст:  Анна Степнова (Волгоград)
Читать на сайте RG.RU

В городе Калач-на-Дону, райцентре Волгоградской области, менее 30 тысяч жителей, но есть свой кукольный театр, причем самый редкий из всех видов этого искусства - там для детей и взрослых играют марионетки. Корреспондент "РГ" побывала на сотом спектакле балета "Щелкунчик" в кукольном исполнении, чтобы познакомиться с Калачевским муниципальным театром "Волшебный фонарь" и его художественным руководителем Александром Рукосуевым.

Искусство с историей

Александр Георгиевич, почему именно марионетки?

Александр Рукосуев: А вы знаете, откуда идет это слово? В средние века в храмах играли мистерии - спектакли на библейские темы, а куклу, которая играла деву Марию, и называли "марионетка", маленькая Мария. Многие пьесы Шекспира были написаны для Лондонского театра марионеток. Все куклы Карабаса-Барабаса - марионетки: Пьеро, Арлекин...

Марионетки популярны в Европе, а у нас в стране их почти нет. Сейчас во всех театрах актеры играют в открытую, кукол-то и не видно рядом с человеком. А видно не должно быть человека - это же кукольный театр! Это самые сложные в исполнении и управлении куклы. Зато марионетке не приходится притворяться, что она в сказке, она сама и есть сказка. Марионетка не заплачет, но она может сделать так, что вы сами заплачете.

Сколько лет "Волшебному фонарю"? Как он создавался?

Александр Рукосуев: Моему личному театру в этом году будет 50 лет. Когда я в 1953 году пошел в первый класс, мы с мамой сделали теневой спектакль - это был "Соловей" по сказке Андерсена. Мы его показывали и дома, и в школе. С тех пор я занимаюсь театром, отсюда и веду отсчет театрального стажа. В 1968 году, когда я после армии пришел работать художником-оформителем на судоремонтный завод, решил, что сделаю городской театр кукол, а называться он будет "Волшебный фонарь" - в память о самом первом спектакле в моей жизни. Волшебный фонарь - это теневые картины, вы же помните, как ставили свечку за простыней и показывали движущиеся тени.

Сначала у меня был кружок в школе, потом в районном доме пионеров. Когда открыли районный дом культуры, мы перешли туда, это сулило большой выигрыш: у ДК был транспорт, мы смогли ездить по району. Одну из двух наших комнат превратили в зрительный зал. Там мы и получили звание образцового детского театра. Было очень хорошо, но шумно: за стенкой то кино, то дискотека. А потом освободилось здание постройки XIX века, бывший дом полицмейстера, где затем была городская тюрьма, потом НКВД и ГПУ, во время оккупации Калача немцами - офицерское общежитие, потом опять сделали тюрьму, а уж после всего - сберкассу. Сберкассе дали помещение в пятиэтажке, и брошенное ею здание года два стояло пустым.

Мы упросили райисполком отдать его нам, восстановили и более 10 лет там работали. Но и там зал стал мал. Чтобы пристроить новый зрительный зал, сделали проект, но в это время разорилось кафе по соседству, и здание отдали нам. Несколько лет я по утрам встречал районного главу на ступенях администрации с петициями о деньгах на ремонт. В канун 2000 года написал ему очередное письмо: к новому тысячелетию сделайте царский подарок детям Калача! И он сдался.

Через год мы вошли в новое здание. Потом из районного подчинения перешли в городское. Районные власти хотели, чтобы мы оплачивали коммуналку из своих доходов. А какие у детского театра доходы? Мы же не курортный город, где публика все время меняется, у нас одни и те же зрители, среди них много малоимущих. Мы перешли к городской администрации, и с тех пор получаем все, что просим, потому что они видят - деньги не в песок уходят.

Районная фабрика грёз

Говорят, попасть к вам в театр сложно, у вас очередь за билетами.

Александр Рукосуев: Мы очень много работаем, на нас есть спрос: показываем спектакли, устраиваем праздники - семейные, по случаю окончания детского сада, учебного года, на новый год и так далее. Перед спектаклем обязательно игровая программа. От нее в восторге и дети, и взрослые, которые уже отвыкли, что с детьми играют. Все эти знакомые с детства "ручейки"… Наши актрисы умеют и это. Они ведь у меня с детства - как пришли в пятом классе, так и остались.

Это важно, они понимают эстетику театра. Но мне всегда хотелось свой личный театр иметь, и я создал "Комнату грёз", у нас тут уже более 100 спектаклей по народным сказкам и произведениям очень разных авторов - от Грина и Ремизова до Брэдбери и Андерсена.

"Копилка была набита битком, так что уж и не брякала даже, а больше ни одной свинье с деньгами не о чем и мечтать", - понимаете, о чем это? Такая вот взрослая сказка про свинью-копилку. Здесь, в "Комнате грез", мы ставим сказки не по адаптированным для детей версиям, а по первоисточникам, так, как их писали братья Гримм и Перро. Это очень серьезные, философские и часто страшные истории. Финплан мы делаем в том зале, а это - для души.

У нас нет афиш, мы не даем рекламы. Люди приходят к нам сами. В детских спектаклях у вас заняты пять взрослых кукловодов, а во взрослых - одна-единственная актриса-школьница.

Почему ребенок работает для взрослых?

Александр Рукосуев: Взрослые не умеют играть в сказки, для них это работа, а для детей - игра. У маленьких артистов другое мироощущение. За эти годы через наши театральные кулисы прошли сотни детей. Они растут, меняются, и если я вижу, что ребенок уже неохотно этим занимается, мы расстаемся. Девочку, которая сейчас работает у меня, я искал несколько месяцев. Давал объявление в газете, мы пробовали, но не получалось. Она в этом смотре была 83-ей - и осталась.

Вам не грустно, что взрослые спектакли идут в таком маленьком зале - всего восемь мест?

Александр Рукосуев: Мы стараемся и их не заполнять. Если идут семьей, то просим - не более шести человек. Чем меньше народу, тем интереснее. Если один зритель - совсем хорошо. Мы же все равно рассказываем или показываем для одного человека. Как вы читаете книгу? В одиночестве, один на один. Так и у нас: только сейчас и только тебе.

Справка "РГ"

Александр Георгиевич Рукосуев родился в 1946 году в Калаче-на-Дону. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почетный гражданин города Калач-на-Дону.

Театр Волгоградская область Юг России