14.03.2013 00:33
В мире

В белорусской деревне Неглюбка начали возрождать народные промыслы

Акция "Возродим народные промыслы" добралась до белорусской деревни Неглюбка
Текст:  Дмитрий Умпирович (deu@sb.by)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №10 (590)
83-летняя Анна Шевцова достает из старомодного платяного шкафа настоящие произведения искусства. Самотканые красно-белые рушники длиной метра четыре. Некоторые - ее ровесники.
Читать на сайте RG.RU

Еще мама Анны Александровны на деревянных кроснах ткала. И думать не думала, что захотят их увидеть сотни людей и купить за большие деньги. Что в начале XXI века станут эти рушники культурной ценностью. Будут висеть в одном из залов ООН, американском музее "Метрополитен". Выставляться в Нью-Йорке, Монреале, Токио, Париже, Брюсселе... В деревне Неглюбка Ветковского района Гомельщины едва ли не каждая хата - филиал музея ткачества с уникальной экспозицией.

Читаем по узору

В конце XIX века в Неглюбке жили три с половиной тысячи человек. Сегодня - без малого восемьсот. Хотя агрогородку повезло. В отличие от других 59 деревень района, которые исчезли с карты после чернобыльской аварии...

Раньше деревня славилась мастерами, умевшими делать гармошки. Последний из них отошел в мир иной совсем недавно. А ткачих, которые помнят старое ремесло, еще можно встретить. Только вот кросны большинства из них уже давно прописались на чердаке. Пальцы не слушаются, глаза не видят, память подводит, давление скачет...

Хотя и сейчас без местных рушников невозможно себе представить ни одну свадьбу. Ритуальная вещь. Прежде на рушник клали новорожденного младенца. На них же опускали в могилу гроб с ребенком, незамужней девушкой, неженатым юношей. Здесь это оберег, который до сих пор украшает иконы и семейные портреты местных хат.

- Характерная особенность: в Неглюбке в "красном углу" - самой праздничной и красочной части дома - не один рушник, а целых три, - замечает Лариса Романова, ведущий научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г.Шклярова, где собрали самую большую региональную коллекцию.

Каждый неглюбский рушник - импровизация. Одинакового орнамента не найдете. "Вот "жалуддзя", вот "кулачча", - бабушка Анна показывает мне узор за узором. Что они обозначают, говорит, никогда не задумывалась. А для этнографов это - сакральные символы.

- Неглюбская традиция сегодня самая богатая. Всего на тканых неглюбских рушниках зафиксировано более 120 узоров. Один из самых популярных называется "кручча". Ему около 5 тысяч лет! Хотите "прочитать" рушник? Поможет наша книга "Орнаменты Поднепровья". Вообще, при помощи рушника люди показывали свое понимание жизни, времени. Обратите внимание, рушники 1920-1930 годов отличаются от сотканных в конце XX века, - уточняет Лариса Романова.

- И рубашек у меня много! Хотите, покажу, - бабушка Аня достает из шкафа удивительной красоты вышитые сорочки. Как рассказали мне потом деревенские сторожилы, был когда-то в колхозе председатель, который в таких сорочках мужиков на работу не пускал. Традиции в то время считались пошлостью, пережитком прошлого. Интерес к вышивке и ткачеству затухал...

Эпоха возрождения

Однако есть еще нити в кроснах! В неглюбском Центре ткачества (так теперь называется Дом культуры) я увидел за станком 8-летнего Костю Куликова. Здесь работает кружок "Ниток". Записано 16 ребятишек. Руководитель Людмила Ковалева обращает внимание на интересную тенденцию: юных ткачей сейчас гораздо больше, нежели юных ткачих.

- На 8 Марта решили мамам своими руками подарки делать...

Ловко просовывают челнок с белыми и красными нитями через зев, жмут на поножи кросен и девочки на уроках труда в местной школе. На поддержание практического интереса к неглюбской традиции отведен всего час. "Не мало ли?" - интересуюсь у исполняющего обязанности директора Ирины Кулага.

- Достаточно. К тому же Министерством образования разработана программа, которую мы должны выполнять на уроках труда. Да, мы можем скорректировать количество часов, отведенных именно на ткачество. Только зачем? Девочек еще ведь нужно научить готовить, шить... Что касается ремесла, на него у нас отведено три часа кружковой работы и час факультативных занятий. И результаты есть. В этом году рушник, вытканный двумя нашими десятиклассницами, занял второе место на республиканском конкурсе "Калядная зорка". А еще изучаем на уроках историю ремесла, дети пишут свои научные исследования.

Наверное, все было бы по-другому, если бы в Неглюбке, как и в начале 1990-х, продолжал действовать филиал Гомельской фабрики художественных изделий. На его базе тогда был открыт и школьный учебно-производственный комплекс. Многие выпускницы оставались здесь работать. Но ткацкая артель закрылась из-за нерентабельности. Откроется ли заново? Выслушал несколько мнений.

- Если будет спрос на рушники, фабрику стоило бы возродить. Но работать на склад нет смысла, - говорит заместитель председателя Ветковского райисполкома Сергей Кончиц. - А спроса можно добиться только грамотной раскруткой, чем мы сейчас и занимаемся.

- Неглюбские ткачихи делают эксклюзив. Это ручная работа. И с фабричными рушниками не сравнить, - считает директор Гомельского областного центра народного творчества Николай Шемшеня.

К слову, именно благодаря детям, местные рушники нынче украшают многие дома Западной Европы. После чернобыльской трагедии дети из Ветковского района много лет оздоравливались в Италии, Германии, Голландии. И в качестве сувениров везли с собой рушники.

На Гомельщине понимают: чтобы возродить уникальное ремесло неглюбских ткачих и "передать" традицию в руки производственникам, нужно прежде всего показать "товар лицом" в Беларуси и соседних странах. И начало, по словам первого заместителя начальника управления культуры Гомельского облисполкома Ольги Антоненко, уже положено: в прошлом году в Неглюбке впервые прошел областной фестиваль белорусского рушника. Продолжение следует?

Досье "СОЮЗа"

В Государственный список нематериального культурного наследия Беларуси внесены и красно-белые семежевские рушники. О том, как в районе сохраняют и популяризируют традицию, рассказала заместитель председателя Копыльского райисполкома Минской области Алла Раевская: "В деревне Семежево работают центр ткачества и школа ткачей. Опыт там передают народные мастера Беларуси. Но мы не зацикливаемся на конкретном ремесле, а популяризируем Семежево и район в целом. Продвигаем обряд "Колядные цари", внесенный в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Развиваем кулинарные традиции: в прошлом году даже организовали фольклорно-этнографическую экспедицию. А для туристов создали специальный "зеленый" маршрут, продумали стоянки, установили информационные щиты. И подобных задумок очень много".

Беларусь