Вопрос этот приобретает особое значение в связи с принятием в первом чтении (289 "за", 6 "против", 2 воздержались) законопроекта, инициированного председателем Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой и присоединившейся к ней группой авторов. Законопроект ужесточает административную и уголовную ответственность для нетрезвых водителей. Это была уже новая, свежая редакция документа. Прежняя, которая была внесена в Госдуму в декабре прошлого года, вызвала много споров и имела отрицательный отзыв Верховного суда. Тем не менее и в этой редакции депутатов беспокоило, что четкого определения, какого водителя считать пьяным, нет, а санкции предусматриваются серьезные. Если водитель в первый раз замечен пьяным за рулем, он может быть не только лишен прав на срок от полутора до двух лет, но и оштрафован на 10 тысяч рублей. Если нарушения повторились, штраф увеличивается до 50 тысяч рублей, а "оседлая жизнь" - до трех лет. Не усидел, "принял на грудь" и поехал без прав - получишь административный арест на срок до 15 суток. Или как исключение по предусмотренным КоАП обстоятельствам - штраф в размере 30 тысяч рублей. По действующей норме больше 5 тысяч рублей не потребуют.
Но это наказания, так сказать, профилактические. За совершенное пьяным водителем ДТП со смертельным исходом в УК предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет или от 4 до 9 лет, если погибли два или более человек. Сейчас этого нижнего предела нет. И судьи при назначении наказания определяются в рамках от 0 до 7 или от 0 до 9. И, как заметила Яровая, "сложилась уже, к сожалению, судебная практика, когда за преступления, связанные с гибелью людей, вообще фактически не наступает ответственности, потому что мера наказания либо условная, либо не связанная с лишением свободы... Почему сегодня те, кто унес жизни, не привлекаются к ответственности?" Между тем, более 80 процентов граждан Российской Федерации, согласно опросам, на первое место ставят как наиболее реальную угрозу для себя и для своих близких - водителей, находящихся в состоянии опьянения на дорогах нашей страны. К административной ответственности за управление в состоянии опьянения ежегодно привлекаются более 500 000 человек.
Однако больше всего спорили о тех промилле, которые будут решать судьбу человека. Ирина Яровая попросила коллег не нагнетать обстановку и не верить недобросовестной рекламе, что алкоголь может оказаться в крови водителя даже после выпитого кефира. Но первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков предупредил, что раз в повестке заседания не оказалось депутатской инициативы, которая возвращает минимально допустимые промилле, он оформляет ее в виде поправки ко второму чтению законопроекта Яровой. "Это не разрешение пить за рулем, - поддержал "единоросса" Лысакова либерал-демократ Ярослав Нилов, - это защита водителя от возможных ошибок и произвола".