Супруги с 1996 года живут во Франции, но, считая себя ленинградцами, регулярно приезжают в город на Неве, где прошла их молодость. Актер Юлиан Панич работал в 50-60-е годы в Пушкинском театре (Александринке), в Театре имени Ленинского комсомола, в Театре драмы и комедии на Литейном, снимался в кино. Людмила Панич - режиссер театра и кино. В 1972 году они эмигрировали из СССР. Работали на "вражеской", антисоветской радиостанции "Свобода" в Мюнхене. Их считали "врагами народа". А в 1996 году Юлиану Паничу присвоили почетное звание заслуженного деятеля искусств России - "за пропаганду русской неподцензурной литературы в программах радио "Свобода".
Диктор Панич под псевдонимом "Александр Виноградов" первым в мире прочитал радиослушателям Нобелевскую лекцию и "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, "Чонкина" Владимира Войновича, "Москву - Петушки" Венедикта Ерофеева, произведения Василия Гроссмана, Георгия Владимова. Работал с Виктором Некрасовым, Сергеем Довлатовым, Александром Галичем. За 25 лет эмиграции сделано более тысячи программ (Юлиан был режиссером, Людмила - сотрудником "Свободы").
К приезду Паничей в Петербург сотрудники "Лермонтовки" отыскали снятый в 1968 году Людмилой Панич фильм "На смерть поэтов", который долгие годы "лежал на полке", и устроили для петербуржцев вечер - с просмотром картины, с общением в форме вопросов-ответов.
- Сегодня будут рассуждения, вздохи и переживания на тему "жизнь", - начал встречу Юлиан Панич. - Поэтому здесь находятся наши друзья - фотограф Валерий Плотников, актеры Татьяна Пилецкая (моя партнерша по фильму "Разные судьбы") и Борис Агешин.
Фильм "На смерть поэтов" ("Лентелефильм") - посвящение Михаилу Лермонтову и Шандору Петефи, венгерскому поэту, революционному демократу, расстрелянному в 1849 году.
Консул Венгрии в Санкт-Петербурге Лауко Карой, присутствовавший в зале, сказал:
- Мы в Венгрии очень любим Лермонтова. Его жизнь и судьба похожи на жизнь нашего национального героя - поэта Петефи. Они жили свободно, ярко, со страстью и ушли рано.
Фильм основан на моноспектакле ленинградского актера Виктора Харитонова. Он - младший брат мхатовца Леонида Харитонова (знаменитый Иван Бровкин), создатель театра "Эксперимент" (когда-то Аркадий Райкин помог коллективу получить статус государственного театра). Как рассказали на вечере, моноспектакль запрещали, Харитонову не давали площадки. И у фильма, снятого всего за три ночи, судьба оказалась нелегкой.
- Меня заставляли вырезать кусок: "Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ…", - поделилась Людмила Панич. - Я сказала, что тогда вообще не будет фильма. Главным противником был, к сожалению, Ираклий Андроников, знаменитый, как он называл себя, лермонтовед. Ему за это пообещали цикл программ на телевидении. Человеческий фактор… Фильм был приговорен к сожжению, на коробке с пленкой было написано: "К показу запретить". А наши замечательные девочки-монтажницы сделали копию, спрятали ее, а потом передали Виктору Харитонову, он долгие годы хранил ее, и благодаря ему и этому фильму мы вернулись в Россию…
- Именно эта история оказалась краеугольным камнем поворота в нашей судьбе, - добавил Юлиан Панич. - В 1991 году Виктор вдруг придумал, что Паничи могут приехать в Россию на премьеру через четверть века! Всем миром пробивали ее…
- Расскажите о создании фильма "Проводы белых ночей".
Юлиан Панич: Самое прекрасное - у нас был спор с Верой Федоровной Пановой, которая, оказывается, была очень хорошим писателем и, как считают теперь, классиком советской литературы. А мы были молодые, наглые, говорили, что нам не нравится то и то, что она написала. По ее пьесе в Театре имени Ленинского комсомола был спектакль "Проводы белых ночей" Павла Хомского, в котором я играл с Ниной Ургант. Девочки были в восторге. Мы слышали, как на галерке в громадном двухтысячном зале всхлипывали юные зрительницы (сегодня это уже бабушки и прабабушки).
Прошло время. На "Лентелефильме" мы сняли военную двухсерийную картину "Дорога домой", получили в 1968 году приз на Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов, и нам дали карт-бланш: ставьте, что хотите. Голова была пуста. И вдруг у меня выскочило: "Проводы белых ночей"! Пошли к Вере Пановой. Она была больна. Сидела на стуле с колесиками, у нее были два письменных стола, на каждом стояла пишущая машинка. На одной она печатала историческую повесть "Сказание об Ольге", на другой - пьесу про гражданскую войну. Гениальный человек! Вера Федоровна сказала, что не будет заниматься "Проводами…". И, к нашему счастью, подписала бумагу, что согласна на экранизацию. С условием, что сценарий напишет Юлиан Панич.
И мы стали придумывать фильм. С замечательным оператором Владиславом Виноградовым (мы дружим и по сей день) бегали весной 1968 года по городу, снимали улицы, мосты, наших молодых актеров… Удивительный Юра Каморный, оказавшийся выше всех наших представлений о нем, попал на главную роль случайно. Уже утвердили Аристарха Ливанова. Но тот задавал на съемочной площадке мне, начинающему режиссеру, слишком много вопросов… А Юра просто приходил на съемки с друзьями. И получился потрясающий образ, глубочайшее проникновение в характер. И Галочка Никулина хорошо этому соответствовала. И Лариса Малеванная, и Геннадий Богачев. И Виктор Лебедев со своей музыкой.
Людмила Панич: У нас есть даже несколько грамот, где пишут: "создателям культового фильма". От Собчака, Матвиенко…
Как вы сейчас ощущаете нашу страну?
Юлиан Панич: Так же, как и вы. Есть телевизор, Интернет. У вас здесь на улице своя грязь, у нас (мы живем за городом, в деревне) - своя. Жили бы мы здесь, наверное, встречались бы с нашими друзьями не часто. С годами встречи - большая роскошь.
Людмила Панич: Мы побывали на всех континентах. Знаете, жизнь везде одинакова. Всюду люди - хорошие и плохие, добрые и злые, богатые и бедные. Везде одинаково. Куда попадешь… Для нас самое комфортное место на земле - здесь.
К слову
В 2006 году в издательстве "Центрполиграф" вышла книга воспоминаний Юлиана Панича "Колесо счастья. Четыре жизни одного человека". Тираж разошелся быстро. "Я написал еще одну книгу - "Забугорье". Но пока не нашел издателя. Наверное, размещу ее в Интернете", - сказал Панич корреспонденту "РГ".