Итоговое заседание комитета Госдумы по экономполитике, инновационному развитию и предпринимательству, посвященное ФКС, заняло два с половиной часа. Глава комитета Игорь Руденский сообщил, что "добро" от государственного правового управления президента, из-за замечаний которого второе чтение в думе несколько раз переносили, получено. И теперь ничто не мешает рассмотреть законопроект на ближайшем заседании во вторник.
В первом чтении его приняли восемь месяцев назад. С тех пор в документе, который с 1 января 2014 года будет определять всю систему госзакупок в России, появилось много нового. К примеру, чтобы поддержать отечественных производителей, правительству предложили разрешить устанавливать ограничения для заграничных товаров и услуг. Сейчас, как пояснил Игорь Руденский, такая норма действует только для закупок в сфере обороны и безопасности.
В законопроекте есть дополнение, которое обязывает госзаказчиков отдавать приоритет инновационной продукции. Так разработчики хотят стимулировать развитие научных исследований и внедрение новых технологий. Еще заказчики будут обязаны, как минимум, 15 процентов годового объема своих закупок делать у предприятий малого бизнеса. "Устанавливая такие преференции для предпринимателей, мы делаем еще один шаг к формированию более благоприятных условий для развития малого бизнеса", - отметил Руденский. Он напомнил, что через госзакупки в экономику ежегодно поступает больше семи триллионов рублей. А с учетом трат госкомпаний - свыше десяти триллионов рублей. Это сопоставимо с расходной частью федерального бюджета.
Кстати, лишить чиновников возможности тратить бюджетные деньги на "золотые унитазы" поможет "нормирование" госзакупок. Речь идет о том, что правительство своим постановлением будет устанавливать требования к цене, количеству и качеству определенных товаров. Кроме того, закупки будут проходить общественное обсуждение, по результатам которых планы госведомств могут быть скорректированы, а сами закупки отменены.
Эксперты переход на новую систему в целом поддерживают. "Она позволит контролировать весь цикл госзакупок, начиная с этапа планирования и заканчивая результатами, отметил в разговоре с корреспондентом "РГ" гендиректор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) Сергей Габестро. - Хотя, как таковой, системы еще нет. Она появится после того, как будут приняты подзаконные акты. Вот тогда и посмотрим, как все это будет работать на практике".
Глава совета директоров B2B-Center Александр Бойко считает, что в процессе обсуждения прогрессивность идеи пострадала. "Федеральная антимонопольная служба, к примеру, настаивала на том, что все госзакупки должны проходить в электронном виде, считая это наиболее конкурентным вариантом. Минэкономразвития в итоге оставило возможность проведения процедур "на бумаге", - пояснил эксперт. - Но, безусловно, ФКС все равно остается более продвинутой, чем действующий 94-й закон о госзаказе".
К слову, в ФАС "РГ" заверили, что все разногласия между антимонопольной службой и минэкономразвития устранены. "Думаю, что после вступления в силу закона понадобится еще какое-то время на согласование подзаконных актов. Они, со временем, сгладят недостатки системы", - сказал замруководителя ФАС Андрей Цариковский. Он добавил, что 94 закон обеспечил доступ бизнеса к госзакупкам и позволил сэкономить около двух триллионов рублей. "Уверен, что ФКС расширит возможности для бизнеса и благоприятно скажется на конкуренции", - резюмировал Цариковский.