Их командировка в Россию предусмотрена международным Договором "Открытое небо". Районы инспекции заранее согласованы с нашими генералами. Хотя маршруты полетов ограничены по расстоянию, хозяевам строго-настрого запрещено что-то скрывать от иностранных контролеров. Окажется на пути секретная ракетная часть - фиксируйте ее на пленку. Но не просите экипажи приземлиться возле гарнизона. Что называется, потрогать руками чужое оружие и технику вам никто не позволит.
- Смысл воздушных инспекций сводится к предотвращению внезапных атак на сопредельные территории. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года договор разрешает инспекторам снимать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры, - объяснили корреспонденту "РГ" в российском военном ведомстве.
Для работы в нашем небе инспекторы используют американский самолет ОС-135В - это военная версия "Боинга-707. Между прочим, все инспекционные самолеты не имеют вооружения, зато оборудованы различной аппаратурой контроля. Вообще, по договору на борту можно иметь видео-, оптические, панорамные и кадровые камеры, инфракрасные аппараты строчной разверстки и радары с синтезированной аппаратурой для съемки днем и ночью при любой погоде. Главное требование к снимкам и видеоматериалам- чтобы на них четко распознавались основные виды военной техники. Копию любой съемки может затребовать и получить каждый участник договора.
Бывает, что контролеры прилетают на чужой технике. Например, белорусы предпочитают изучать военные секреты с борта российских машин. Случалось, что британцы добирались в нашу страну на шведских самолетах фирмы SAAB. Неизменно только место временного базирования российских гостей - подмосковный военный аэродром Кубинка. Между прочим, именно там дислоцировался наш первый летный отряд, работающий по программе "Открытое небо". Там же стояли сертифицированные по международным стандартам самолеты Ан-30Б. Сейчас, правда, российские инспекторы чаще используют в зарубежных командировках лайнер Ту-154МЛК1, и за границу они, как правило, летают с подмосковной авиабазы Чкаловская.
Но "Антоновы" тоже поднимаются в чужие небеса. Скажем, на этой неделе Ан-30Б с российскими контролерами на борту облетает Германию и страны Бениклюкса - Бельгию, Нидерланды и Люксембург. Старты назначены с немецкого аэродрома "Кельн-Бонн". Причем маршруты в Германии окажутся длиннее иных. Нашим инспекторам разрешено в общей сложности "отсканировать" 1300 километров немецкой земли. В три других странах - только 945 километров.