Как отметил первый вице-президент института Петр Осипов, выпускники занимают высокие должности в аппарате Госдумы, в крупнейших энергетических корпорациях, в ведущих аудиторских компаниях, работают на популярных телеканалах, в солидных журналах и в газетах. Вспоминая о событиях 20-летней давности, Осипов подчеркнул, что на создание института не было истрачено ни копейки бюджетных денег.
К тому же, к негосударственным вузам, по оценке первого вице-президента, традиционно предъявляют более жесткие требования.
ИМПЭ не просто состоялся, но и оброс широкой филиальной сетью. Первый филиал был создан в Нижневартовске: северный край, где у людей достаточно высокие доходы, и большая потребность в качественном образовании. А хорошее образование - это, прежде всего хорошие преподаватели. В филиалах, как отмечает Петр Павлович, качество подготовки специалистов очень высокое, в немалой степени за счет привлечения ведущих московских преподавателей.
Это не всем вузам удается: известного московского профессора нужно стимулировать, создать ему условия для работы и отдыха, удобное расписание, чтобы он в течение нескольких дней командировки в филиал смог прочитать большой объем лекций. Но когда в регион приезжает известный педагог, ученый с мировым именем, автор востребованных учебников - это дорого стоит. И как отмечают руководители института - это конкурентное преимущество ИМПЭ. Сегодня филиалов семь: в Нижневартовске, Калуге, Вологде, Липецке, Мурманске, Ульяновске и в Петрозаводске.
О насущных делах вуза корреспондент "РГ" побеседовал с ректором ИМПЭ Павлом Пилипенко.
Павел Павлович, сразу - о главном: все ваши выпускники-2012 трудоустроены?
Павел Пилипенко: Трудоустроены, это своим выпускникам мы гарантируем еще при поступлении, 100-процентое трудоустройство закреплено для студентов очной формы обучения в договоре. Оговорюсь: иногда бывают ситуации, когда человека не устраивает его место работы. В этом случае в течение года гарантируем ему еще два других места по специальности. Другое дело, если человек сам не хочет продолжать карьеру. Чаще это девушки: полностью отдают себя семейным делам.
Откуда ваши студенты?
Павел Пилипенко: Москва и область, им проще, так как мы не можем, к сожалению, студентов обеспечивать жильем. Но есть и студенты из регионов, а также из стран СНГ. Бывает и так: люди, учившиеся в наших региональных филиалах, своих детей отправляют в Москву - в наших филиалах ведь только заочная форма обучения.
Говорят, что вы вступаете в переписку со студентами по e-mail. О чем вас просят?
Павел Пилипенко: Обсуждаем самые разные проблемы: от мест для курения до темпа обучения. Просьбы бывают самые неожиданные, например, расчистить от снега дорожки парка, который расположен на пути от ближайшего метро. Строго говоря, это задача местной префектуры, но когда не удается договориться с местной властью, отправляем своего дворника расчищать студентам дорогу к знаниям.
Вы говорили, что выпускник может за 3 - 4 года окупить расходы на свое образование. Сколько стоит у вас обучение?
Павел Пилипенко: При дневной форме за семестр 42 - 48 тыс. руб. На заочном - 17-25 тыс. Ускоренная форма обучения 26 - 30 тыс. В негосударственном секторе по Москве это средние цифры. И окупить расходы вполне за 3 - 4 года вполне реально.
Чтобы выпускника трудоустроить, он должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Для этого ввели программу "Карьера": более углубленное изучение информатики, языков, технологии трудоустройства. И с первого курса отправляем на стажировки. В разные организации, это может быть антимонопольный комитет, суды и прокуратура, адвокатские конторы. Если человек, поработав в нотариальной конторе, понимает, что это не его, то мы меняем организацию. В последний год обучения наши студенты три дня учатся, три дня работают.
А студент имеет право потребовать: хочу работать только в "Газпроме". Или - в Госдуме.
Павел Пилипенко: Неправильный подход. Человек должен увидеть себя не в конкретной организации, а в каком-то определенном качестве. Хочешь заниматься финансово-кредитными отношениями - пожалуйста. И очевидно, что это будет банк. Но это может быть любой банк, а не конкретный. И с ГД не получится. Хочешь быть пресс-атташе - пожалуйста. Но это могут быть разные организации, а не исключительно Госдума - и точка.
Но в перспективе знания и способности могут привести тебя туда, о чем мечтаешь.
Задам сугубо обывательский вопрос: куда сегодня нужно поступать, чтобы лет через пять оказаться на рынке труда востребованным специалистом?
Павел Пилипенко: Знаете, сверху сейчас звучат призывы готовить специалистов по инженерному профилю. Дело в том, что по первому образованию я и сам инженер по эксплуатации авиационного оборудования. Но база для востребованности выпускников технических вузов либо отсутствует, либо воссоздается очень медленно. Поэтому такие призывы - лукавство.
Поэтому многие выпускники, например, МГТУ им. Баумана, других технических институтов-брендов, получив очень хорошее образование, сейчас получают второе высшее. Они вынуждены перестраиваться и переучиваться на специальности, которые дают возможность достойно трудоустроиться. Некоторым это позволит открыть свое дело.
Советовать сложно. Мне бы очень хотелось, чтобы наша промышленность обеспечила инженеров безбедным существованием и интересной работой. Но реалии говорят об ином. Боюсь, что в ближайшие 7 - 8 лет картина не поменяется. И хотя много пишут о перепроизводстве юристов и экономистов, но к нам приходят люди с дипломами технических вузов и переучиваются на менеджеров, юристов и журналистов.
Я правильно понял: к вам приходят "технари", включая выпускников Бауманки?
Павел Пилипенко: Да. Обычно выбирают либо юридическую, либо экономическую специальность.
Когда очередной набор?
Павел Пилипенко: Через две недели, 1 апреля, начинаем принимать заявления.