19.03.2013 00:03
Культура

Юрий Богомолов: На ТВ из ничего сочиняется нечто с претензией на эксклюзив

Текст:  Юрий Богомолов
Российская газета - Федеральный выпуск: №58 (6034)
Телевизор всю неделю приносил одну за другой печальные новости. Похоронили Андрея Панина. Не стало писателя Бориса Васильева. Отмучилась долго болевшая певица Мария Пахоменко. Оборвалась жизнь выдающегося историка изобразительного искусства Паолы Дмитриевны Волковой, автора телевизионного цикла "Мост над бездной".
Читать на сайте RG.RU

В память о Паоле Волковой телеканал "Культура" повторил ее цикл уже на следующий день, что было благородно. Смотрелся он по-новому. Вдруг понимаешь, что "Мост над бездной" - это не экскурсия в мир прекрасного. Это нечто более значимое. Прошу простить пафосное выражение: цикл смотрелся как завещание. Высокая художественная культура - это и есть Мост. По нему движется уже много веков человечество. Благодаря ему оно только и смогло выжить. Паола Волкова "строила" свой "мост" понимания движения и развития культуры, стало быть, - движения и развития цивилизации. Свой "мост" создатель цикла не успела "достроить".

А что под Мостом над бездонной жизнью? Большие и маленькие драмы простых смертных. Большие и маленькие их удовольствия.

* * *

Надо признать, будничный репертуар нашего ТВ выдался не слишком оптимистичным. В эфире все те же ментовские сериалы с бесконечными драками, пытками, перестрелками, автопогонями... Сериалы - разные, а сюжет практически один: спецслужбы борются с мафиозными группировками, на службе у которых жируют оборотни в погонах, в том числе и с большими звездами. Уровень жестокости расправ зашкаливает. Иногда до такой степени, что у самих братков кровь стынет в жилах. Наложница грозного и грузного бандита по кличке Вагон взмолилась: "Убей меня!". "Ишь, размечталась" - бросил он в ответ и повелел закопать ее вместе с ее любовником. "Братки" сначала оцепенели от ужаса, но быстро пришли в чувство, и дело пошло...

Как и можно было предположить неделю назад, телевизионные грифы не оставили вниманием кончину Андрея Панина. Они не скупились на выражение скорби и лестные слова в адрес покойного артиста, но и не стеснялись набирать рейтинговые очки на интересе публики к трагическим обстоятельствам этой истории. Кто-то докапывался до мистической ее составляющей, вспоминая фрагменты, кадры, фразы из его картин и интервью. НТВ поживилось подробностями его романтических отношений с сокурсницей. "Человек в законе" Алексей Пиманов вздрогнул, когда узнал о смерти Андрея Панина. Программа "Человек и закон" попыталась разобраться, что же произошло на самом деле. В начале выпуска ведущий загадочно пообещал сказать "всю правду". Затем подпустил тумана, сотканного из всевозможных предположений, чтобы вместе с Владимиром Маркиным прийти к выводу о несчастном случае. То есть прийти к той версии, которая и была с самого начала обнародована. Сюжет этот - образцово-показательная иллюстрация того, как из ничего сочиняется нечто с претензией на эксклюзив.

Правдоискателями себя чувствовали две "Железные леди" отечественного эфира - Маргарита Симоньян и Тина Канделаки. Они пожелали разобраться в скандале с криминальной подоплекой в балетной труппе Большого театра.

...На ковер вызываются, с одной стороны, Николай Цискаридзе. С другой - Анатолий Иксанов и Михаил Швыдкой. Они не явились. Явилась Анастасия Волочкова и, обнявшись и поцеловавшись с Цискаридзе, уселась поудобнее... Дальше началась любимая российская забава - игра в одни ворота. Цискаридзе жаловался на грязные намеки, что, мол, он организовал покушение на здоровье танцора и хореографа Филина. В свою очередь Тина Канделаки не удержалась от того, чтобы не поддержать витающий в Сети намек на то, что покушения и не было, а была его инсценировка, поскольку на лице якобы пострадавшего не видно следов ожогов. Тут она вспомнила свою историю с ожогами, полученными после автомобильной катастрофы. Лучше бы она ее не вспоминала - уж больно некрасивой была та история.

И железным "ледям" не далась истина, к которой, впрочем, они не особенно и стремились. Стремились они снять еще один урожай рейтинговых всходов со скандальной поляны. Канал не поверил девушкам и, на ходу переверстав сетку воскресного эфира, задвинул их программу поближе к ночи.

* * *

Белым дымом повеяло с Запада в знак того, что католики избрали нового Папу. С канала на канал, из тени в свет и из света в тень перелетала бабочкой информация о скромности новоизбранного понтифика. Более прочего всех поразило, что он сам себе готовит пищу, что он футбольный болельщик. В самое сердце пронзило известие о том, что он отказался от папамобиля марки "Мерседес". Кто-то этому возрадовался, а кто счел это за популизм и прочитал главе католической церкви: скромным следует быть не на показ.

У меня-то вопрос: а что сегодня можно сделать не на показ? И можно ли вообще сегодня быть скромным, не оскорбляя этим своего соседа справа или слева? Или не вызывая темных подозрений в нехороших намерениях?

* * *

Чтобы несколько развеять мрачные настроения телезрителей, Первый канал затеял очередной развлекательный проект "Один в один". Это где одни мастера шоу-бизнеса перевоплощаются в других мастеров такого же бизнеса. Как водится в таких случаях, собралась команда жюри из медиа-звезд - Любовь Казарновская, Геннадий Хазанов, Александр Ревва и Людмила Артемьева. Вот она-то и представляла поначалу наибольший зрелищный интерес. Особенно - ее женская часть. И Любовь и Людмила смотрели на то, что им показывали, с открытыми ртами. Но затем и этот аттракцион поднадоел. Их витиеватые засахаренные комплименты надоели еще раньше. Что же касается номеров перевоплощения, то большей частью они представляли собой за малым исключением богато оформленную художественную самодеятельность. Исключением стали выступления Алексея Чумакова. Может быть, потому, что он изображал своих коллег не "Один в один", чем поставил под сомнение идею проекта.

ТВ и сериалы