- Прежде всего надо различать основные категории рисков, среди которых выделяются макроэкономические, секторальные и операционные, затрагивающие деятельность отдельной компании в конкретных сегодняшних условиях, - говорит старший партнер BDO в России Александр Веренков. - И только комбинация этих риск-факторов определяет специфику угрозы для отдельного экономического субъекта. Основной риск - отсутствие во многих компаниях стратегии управления рисками.
Очевидно, что компании реального сектора укоротили свои горизонты планирования из-за высокой неопределенности, и в условиях, когда даже на этом горизонте, не превышающем трех лет для средних и крупных компаний, не видно надежных признаков улучшения потребительского и инвестиционного спроса, бизнес ожидает возникновения серьезных рисков, в том числе и риска ценового давления. Однако в России свои первостепенные риски. Наша страна все бесспорнее начинает проигрывать "войну за таланты", рискуя обречь себя на безнадежное технологическое отставание, полагает Александр Веренков. Другой риск, который характерен именно для России - экспортера энергоносителей, - это недоучет или прямое игнорирование глобальных трендов в мировой энергетике и отсутствие внятной концепции стратегического развития этой сферы.
При этом компании признают необходимость поиска новых способов обеспечения прибыльности в ответ на сокращение рынков развитых стран. В поиске новых возможностей бизнес обращается к инновациям.
- Инновации - это единственная возможность развиваться в быстро меняющемся мире. Но инновации - это не прием или способ, не новый продукт или хитрый трюк, а долгосрочная стратегия компании, - отмечает Александр Веренков. - Трудность в том, что из 10 инноваций 9 обречены на провал. В нашей стране, с неразвитым малым бизнесом и в отсутствие всепроникающего духа предпринимательства, инновации медленно созревают и затем консервируются в крупных компаниях, что затрудняет технологический прорыв.
Поскольку российский экспорт в большей степени сырьевой, вряд ли нам удастся в обозримом будущем вторгнуться в какой-либо высокотехнологичный сектор в качестве крупного глобального игрока, убежден управляющий директор УК БКС Владимир Солодухин:
- Остается кропотливо работать на своих традиционных рынках, отслеживать и упреждать риски для нашего экспорта углеводородов, чтобы улучшить положение на глобальном рынке, в котором находится нефтегазовая отрасль РФ. В том числе необходимо улучшать работу в медийной среде, в GR-пространстве, лоббировании собственных интересов на международной арене. И, конечно, отечественным компаниям необходимо продолжать закреплять и развивать свои позиции на традиционных рынках - космической отрасли, атомной энергетики, вооружений, гражданской авиации.
Наблюдаемое сегодня во всем мире усиление роли государства в деловой жизни также является риском для компаний. В основе этого процесса лежит ужесточение нормативно-правовой базы, особенно в финансовом секторе и на быстрорастущих рынках, где все более активную роль играет государство. В итоге может измениться характер конкуренции. Так, в Китае некоторые международные компании обязаны сотрудничать с местными фирмами, поскольку государство таким образом поддерживает местные предприятия. В результате госполитика и построение хороших отношений с властями приобретают для бизнеса все большее значение. Особенно в России.
- На данном историческом этапе к усилению роли государства стоит относиться не как к риску, а, наоборот, как к стабилизирующему фактору, потому что последние десятилетия показали - излишний "суверенитет" корпораций, монополизация рынков, масштабная коррупция на транснациональном уровне во многом привели к тем дисбалансам, которые теперь "аукнулись" и самим компаниям, стремившимся всеми правдами и неправдами к сверхприбылям, и национальным экономикам, - подытоживает Владимир Солодухин.