- Уровень развития регионов в сфере привлечения инвестиций стал примерно одинаковым. Прогрессивная законодательная база, площадки под размещение производств, готовая транспортная и инженерная инфраструктура больше не являются отличительными особенностями Ульяновской области. Такие условия могут предложить многие, - говорит руководитель Корпорации развития Ульяновской области (структуры, непосредственно работающей с инвесторами) Дмитрий Рябов. - Наше преимущество сегодня - профессиональная команда и большой опыт привлечения и сопровождения инвестпроектов. Эти знания и умения по-прежнему позволяют региону оставаться в числе лидеров. Но ситуация быстро меняется.
Главные конкуренты ульяновцев сегодня - Татарстан и Липецкая область, где благодаря мощным федеральным ресурсам опережающими темпами развиваются особые экономические зоны ("Алабуга", "Липецк"). Инвесторам, помимо площадок с подведенной инженерной инфраструктурой, здесь предлагается и ряд "бонусов" - готовые производственные площади, деловые офисы для резидентов, другие сервисы.
Главная ульяновская "приманка" - промзона "Заволжье: она стала одним из первых сертифицированных индустриальных парков в России. Инвесторы, работающие в "Заволжье", уже на второй год своей работы налогами окупили бюджетные затраты. На рубль бюджетных инвестиций, вложенных в строительство инфраструктуры промышленной зоны, удалось привлечь около 20 рублей частных средств. Но промзона сегодня практически полностью заполнена: к концу 2013 года, с учетом подписанных с инвесторами соглашений, практически 90 процентов ее площади будет занято; оставшаяся часть имеет ограничение по санитарно-защитной зоне.
Ульяновские власти идут дальше: Корпорация направила в один из крупнейших российских банков инвестиционную заявку на долгосрочный кредит под строительство инфраструктуры третьей очереди "Заволжья". В стадии проекта находятся новые промышленные зоны - Карлинская, Новоульяновская и Новоспасская. Их развитие, как уточнил Дмитрий Рябов, также пока сдерживается недостатком средств на обеспечение их инфраструктурой. Создать новые зоны планируется в ближайшие три года. Кроме того, предполагается сформировать промышленные площадки еще в трех перспективных ульяновских районах и городе Димитровграде.
Но перед ульяновцами встала еще одна проблема: в последнее время к ним поступают запросы от компаний, которые ищут площадки-браунфилд. Это готовые цеха, корпуса для размещения производств ("Заволжье" и прочие формирующиеся промзоны относятся к гринфилд - открытым площадкам с подведенными коммуникациями).
- Такой спрос не случаен: в последнее время активизировался российский средний бизнес, который вырос до того, чтобы расширять свои производственные линии, но не готов вкладывать деньги в объекты капитального строительства, - пояснил министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин. - Кроме того, пошла вторая волна иностранных инвесторов: за крупными компаниями в Россию начали приходить их более мелкие партнеры.
Выбор площадок-браунфилд в Ульяновской области невелик. Как рассказал Дмитрий Рябов, старые производственные корпуса, которые можно было бы предложить инвесторам, в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, не соответствуют мировым стандартам, являются энергетически неэффективными. По ряду причин - возможно, из-за того, что просто не "прочувствовали" рынок - собственники таких зданий предлагают невыгодные условия аренды. По словам Смекалина, стоимость квадратного метра доходит до 500 рублей, тогда как в идеале за хорошо подготовленные производственные площади инвестор готов платить порядка 200 рублей за "квадрат". Вдобавок, предприятия ульяновского автопрома (а запрос на площадки-браунфилд нередко поступает от производителей автокомпонентов) имеют собственную программу развития и не всегда заинтересованы в том, чтобы отдавать свои корпуса "третьим лицам", которые могут стать им конкурентами.
Итог закономерен: компании вкладывают деньги в другие регионы.
- В Татарстане, Калужской, Владимирской, Ленинградской, Ярославской областей можно быстро и на льготных условиях разместить производство в готовых корпусах. О создании подобных индустриальных парков заявили многие регионы России. Причем, новые площадки с подготовленной инженерной инфраструктурой в некоторых регионах создаются опережающими темпами - до появления резидентов, - отметил руководитель Корпорации.
Для того, чтобы стать конкурентоспособными - как с ульяновскими компаниями, завысившими арендную плату, так и с другими регионами, - в регионе решено создать государственный индустриальный парк. Располагаться он будет на промзоне "Заволжье"; общая площадь помещения, где смогут разместиться производственные цеха и офисы - около 20 тысяч квадратных метров.
- Приоритет в размещении будет отдаваться высокотехнологичным средним и малым предприятиям, партнерам основных резидентов "Заволжья" и Портовой особой экономической зоны. Таким образом, мы наладим кооперацию, сократим логистические издержки, - говорит Александр Смекалин.
Подобные государственные парки уже есть в Татарстане и Калужской области. Ульяновские власти планируют принять участие в конкурсе минэкономразвития РФ, чтобы получить софинансирование на строительство из федерального бюджета. Создать госплощадку-браунфилд в регионе хотят уже в следующем году.
Кстати
Подходящие для размещения производства площадки, налоговые преференции, отсутствие бюрократических барьеров - далеко не все, чем можно привлечь сегодня инвесторов. По словам Дмитрия Рябова, остро встает вопрос обеспечения новых производств квалифицированной рабочей силой. Для того, чтобы привлечь специалистов из других регионов, нужно создать для них соответствующие условия.
- Чтобы город выжил и развивался, он должен соответствовать требованиям креативного класса. Поэтому в следующем году Корпорация развития планирует участвовать в проектах по развитию комфортной среды. Было бы хорошо, если бы город Ульяновск вошел в число акционеров Корпорации, чтобы у нас появились дополнительные ресурсы для этого направления, - говорит Рябов.
Руководитель Корпорации обозначил и другие проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы создать действительно благоприятную для проживания среду. Три из них связаны с транспортом: в Ульяновске пока нет прямого авиасообщения с Германией - открытия рейса ждут три немецкие компании и одна японская, которая также заявила о такой потребности. Второе - негативные отклики от инвесторов о работе ульяновских служб такси. Рябов предложил создать в аэропортах и гостиницах профессиональные аккредитованные службы такси, которые используют хорошие специализированные автомобили, таксометры и выдают подтверждающие документы. Третье требование - открытие маршрута городского транспорта до предприятий промзоны "Заволжье".
Справка "РГ"
В настоящее время инвестиционный портфель Ульяновской области составляет почти 200 миллиардов рублей. В стадии реализации находятся 60 крупных проектов с общим объемом инвестиций 74 миллиарда рублей. В планах на 2013 год - привлечение 12-ти новых инвесторов, завершение реализации не менее пяти крупных проектов, начало строительства семи предприятий, создание 4,5 тысячи новых рабочих мест. Планируемый объем инвестиций - не менее 81 миллиарда рублей.