19.03.2013 13:04
Происшествия

Новокузнецкий суд рассмотрит дело о взрыве на "Ульяновской"

Текст:  Юлия Потапова (Кемерово)
Читать на сайте RG.RU

Главное следственное управление Следственного комитета РФ направило в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области 234-томное уголовное дело о взрыве на шахте "Ульяновская", ровно шесть лет назад унесшем 110 человеческих жизней.

В утвержденном обвинительном заключении - девять фамилий. Директор шахты Андрей Функ, начальник смены Юрий Пименов, механик участка вентиляции и техники безопасности Геннадий Краськов, бригадир и электрослесари этого же участка Олег Козявин, Денис Бут и Олег Собакин обвиняются в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц (часть 3 статьи 217 УК РФ). А начальник Куйбышевского горнотехнического отдела управления Ростехнадзора по Кемеровской области Сергей Слепцов вместе с государственными инспекторами Александром Костроминым и Игорем Дмитриевым - в преступной халатности (часть 3 статьи 293 УК РФ).

Взрыв метановоздушной смеси и угольной пыли на "Ульяновской" прогремел днем 19 марта 2007 года, в самый разгар рабочей смены. Под землей, на 270-метровой глубине в тот момент находились 203 человека. Сто восемь из них (не только рядовые горняки, но и менеджеры предприятия) погибли от взрывных травм, ожогов и отравления окисью углерода. Тела еще двух шахтеров, которые числились пропавшими без вести, подняли на поверхность только через месяц. Семь человек, находившихся на аварийном участке, выжили, но получили различные повреждения. Ущерб, который авария нанесла добывающей компании "Южкузбассуголь", превысил 616 миллионов рублей. А непосредственной причиной ЧП, как заявило руководство Ростехнадзора, стало короткое замыкание из-за несанкционированного вмешательства в систему аэрогазового контроля шахты. Оборудование, изготовленное в Великобритании, позволяло улавливать малейшие изменения количества вредных примесей в воздухе. Взрыв прогремел как раз во время испытаний "умной" системы, на которых присутствовал британский подданный, аудитор Иан Малкольм Робертсон. И он, и его переводчик погибли.

В акте предварительного расследования значилось более сорока ответственных должностных лиц предприятия, в том числе его руководители. Однако обвинение сначала было предъявлено лишь двоим. Осенью 2010 года инженер участка вентиляции и техники безопасности Нина Бычкова была осуждена на три года условно, а диспетчер Владимир Полуянов - на 3,5 года колонии-поселения. Только через год - осенью 2011-го - список обвиняемых увеличился. Это случилось после очередной страшной трагедии - на шахте "Распадской", произошедшей в мае 2010 года. "Распадская" взорвалась буквально через месяц после того, как дело диспетчера и инженера "Ульяновской" ушло в суд. Тогда Владимир Путин выразил сомнения в полноте и объективности расследования. После дополнительной проверки было возбуждено еще одно уголовное дело. Следствие назначило комплексную горнотехническую экспертизу с привлечением ведущих специалистов отрасли, а также компьютерную и другие виды экспертиз. В общей сложности по делу "Ульяновской" за все эти годы было допрошено более 450 человек.

- Авария явилась следствием того, что для выполнения плана добычи руководители шахты с июня 2006 года и до момента взрыва игнорировали требования безопасности при ведении горных работ, - пояснил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. - Работники из-за угроз увольнения или снижения размера премий продолжали добычу, несмотря на взрывоопасную концентрацию метана и угольной пыли в подземных выработках. По указаниям директора шахты Функа, главного инженера Прокопьева, начальника участка вентиляции и техники безопасности Королева и других руководителей предприятия их подчиненные при помощи разных приспособлений вносили неисправности в систему защиты, которая должна была автоматически отключать электромеханизмы в случае опасности. Для сокрытия загазованности вмешивались и в программное компьютерное обеспечение контрольной аппаратуры. При этом в журналы не вносили никаких записей об опасной концентрации метана и не сообщали о нарушениях в надзорные органы.

В свою очередь, руководитель и сотрудники Куйбышевского горнотехнического отдела Ростехнадзора не контролировали опасный производственный объект должным образом, не следили за тем, как на нем соблюдаются требования промбезопасности. Между тем содержание угольной пыли в шахте зашкаливало. Потому подземные взрывные волны распространились даже там, где не было опасного количества метана, увеличив масштабы аварии и число жертв.

Собранные доказательства оказалось достаточными для того, чтобы дело "Ульяновской" ушло в суд. Вместе с тем уголовное преследование еще 19 инженерно-технических работников шахты прекращено за истечением сроков давности. Следствие сочло, что нарушения, допущенные этими работниками (завершившими выполнение своих профессиональных обязанностей еще до трагедии), не стали непосредственной причиной взрыва. Также отказано в возбуждении дела в отношении пяти погибших руководителей предприятия.

Суд Кемеровская область Сибирь