19.03.2013 14:12
Экономика

Калининградскому аэропорту могут разрешить режим "открытого неба"

Позволит ли льготный транзитный режим увеличить пассажиропоток аэропорта Храброво
Текст:  Ульяна Вылегжанина
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №0 (6034)
Вслед за Владивостоком право принимать иностранные самолеты в режиме "открытого неба" может получить и калининградский аэропорт Храброво.
Читать на сайте RG.RU

Прибыльный транзит

Как рассказали корреспонденту "Российской газеты" в министерстве развития инфраструктуры Калининградской области, в ближайшее время переговоры в этом направлении планируется провести на уровне минтранса РФ, Росавиации и других федеральных ведомств.

Режим "открытого неба" предполагает снятие ограничений по количеству частот и назначенных иностранных перевозчиков, вне зависимости от условий двусторонних соглашений об авиасообщении между Россией и страной, под флагом которой летает авиакомпания. Руководство Храброво и калининградские власти рассчитывают, что право свободного транзита позволит аэропорту самого западного российского региона в разы увеличить пассажиропоток и стать крупным воздушным узлом для азиатских авиакомпаний, следующих в США и Европу.

Планы по открытию калининградского неба прописаны в программе развития аэропорта до 2030 года, которую подготовила голландская консалтинговая компания - один из ведущих международных консультантов в области планирования и проектирования аэропортов. Инвестор Храброво, владеющий 74 процентами акций воздушного узла, уже приступил к реконструкции здания аэровокзала. К концу 2014 года, согласно бизнес-плану, максимально возможный пассажиропоток Храброво достигнет пяти миллионов человек в год. В прошлом году, для сравнения, калининградский аэропорт обслужил 1,19 миллиона пассажиров.

- Сейчас идет анализ результатов обследования аэропортового терминала, разрабатываются мероприятия по усилению каркаса здания аэровокзала, проводится работа по подготовке стройплощадки, - делится информацией начальник департамента развития транспортного комплекса и дорожной деятельности министерства развития инфраструктуры Калининградской области Владимир Жовтун. - Интенсивное строительство начнется в конце марта.

Параллельно в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" Калининградская область получила на модернизацию регионального аэропорта 3,9 миллиарда рублей. Сейчас подрядчик разрабатывает проект, в конце июня документацию должны передать на государственную экспертизу. Заключение по проекту заказчик реконструкции Храброво - ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" - предполагает получить во второй декаде сентября. Строительство инфраструктурных объектов запланировано на 2014-2015 годы.

- Федеральные инвестиции позволят увеличить пропускную способность Храброво с 18 до 38 взлет-посадок в час и дадут калининградскому аэропорту возможность принимать воздушные суда повышенной взлетной массы, - продолжает Владимир Жовтун. - Пока прочностные характеристики покрытия, длина взлетно-посадочной полосы и ширина рулежных дорожек, к сожалению, не позволяют Храброво обслуживать самолеты типа Ил-96, Boeing 747 или Airbus 330.

На ошибках учатся?

С аэропорта Владивостока (Кневичи) ограничения на транзитные полеты иностранных авиакомпаний были сняты решением минтранса еще в ноябре 2011 года. Предполагалось, что зарубежные перевозчики получат возможность совершать во время транзитной остановки в Кневичах практически любые операции, в том числе высаживать и брать на борт пассажиров.

По факту режим действует сейчас только в отношении авиакомпаний из Южной Кореи. В мае 2012 года в Москве авиационные власти России и ЮК подписали меморандум о взаимопонимании, сняв ограничения по количеству назначенных перевозчиков или частот в рамках третьей и четвертой свобод воздуха. При этом соглашение не коснулось пятой свободы воздуха, позволяющей выгружать и принимать на борт на территории страны-партнера пассажиров, почту и грузы.

- В связи с режимом "открытого неба" Кневичам сулили процветание, однако чуда не произошло, - комментирует корреспонденту "Российской газеты" ситуацию аналитик инвестиционной компании ФИНАМ и руководитель проекта "Финамаэро" Алексей Захаров. - Да, за прошлый год порт увеличил пассажиропоток на 11 процентов. Однако в 2011 году темпы роста были еще выше - 13 процентов. Да, международные перевозки через Кневичи в прошлом году выросли на треть. Однако и этому есть логичное объяснение - тихоокеанский саммит.

Кстати, в СНГ аэропорт Владивостока стал вторым воздушным узлом, заработавшим разрешение на "открытое небо". Два года назад пятую степень свободы воздуха получил аэропорт Донецка на Украине. Предполагалось, что пассажиропоток украинского авиаузла, благодаря свободному транзиту для иностранных перевозчиков, достигнет пяти миллионов человек в год. Тем не менее в прошлом году донецкий аэропорт обслужил только миллион пассажиров, уступая Симферополю и ненамного превосходя Одессу, в которых порты работают в обычном режиме.

- По сравнению с позапрошлым годом Донецк увеличил пассажиропоток на 20 процентов (при росте в целом по стране на 13 процентов), - продолжает Алексей Захаров. - Однако и здесь присутствует "разовый" фактор: в Донецке проходили важные матчи футбольного Евро-2012. Интересно будет посмотреть, какой результат покажут оба аэропорта, работающих в режиме "открытого неба", в текущем году - без "подпитки" тихоокеанскими бизнесменами и европейскими болельщиками.

Как считает Алексей Захаров, льготный транзитный режим, который не продемонстрировал значимых результатов в Донецке и Владивостоке, вряд ли будет спасением и для аэропорта Храброво.

Свой среди чужих

- Порт может получить любую степень так называемой свободы воздуха (всего их семь), - рассуждает руководитель "Финамаэро". - Однако транзит привлекателен для авиаперевозчиков только в том случае, если транзитный аэропорт сам генерирует значительный пассажиропоток. Если же потока нет, то авиакомпании выгоднее лететь напрямую, без посадки - благо, дальности современных магистральных самолетов это позволяют. Следует также отметить, что для того, чтобы порт стал хабом или крупным транзитным узлом, необходима высокая активность "своего" перевозчика. Поскольку у Храброво такой авиакомпании нет, нет и шансов на успех. "Варяги" имеют собственные интересы, которые могут не совпадать с интересами порта.

С мнением российского эксперта согласен Томаш Клосковский, директор аэропорта польского города Гданьска, расположенного в 180 километрах от Калининграда. По его оценке, потенциал Калининградской области слишком мал, чтобы создать крупный транзитный узел, обслуживающий миллионы пассажиров.

- Конечно, можно выделить деньги, построить 10 взлетно-посадочных полос и большие залы, - передает слова Томаша Клосковского Польский культурный центр в Калининграде. - Само строительство - это не великая проблема. Настоящее искусство заключается в наполнении аэропорта пассажирами и самолетами, в том, чтобы склонить авиакомпании и их клиентов пользоваться авиаузлом.

Чтобы стать хабом, аэропорту требуется высокая активность базового перевозчика, но его у Храброво нет

При этом введение режима "открытого неба" - очень сложный процесс, требующий внесения законодательных изменений. К тому же, как пояснили в калининградском министерстве инфраструктуры, действующая конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) не позволяет иностранным судам свободно летать в воздушном пространстве другого государства. Представители Калининградской области надеются получить разрешение на льготный транзитный режим к концу 2015 года, когда завершится реконструкция аэровокзального комплекса и взлетно-посадочной полосы. Однако не исключают, что переговоры могут затянуться.

Поэтому усилия, связанные с открытием калининградского неба для иностранных авиакомпаний, можно направить и в другое русло, считают эксперты "РГ". К примеру, на поиск "своего" перевозчика, который свяжет эксклав с российскими регионами и популярными заграничными транспортными узлами регулярными прямыми авиарейсами. Два года назад авиакомпании, открывшей для самого западного российского региона воздушный коридор, минтранс готов был предоставить воздушные частоты на льготных условиях - даже если для этого потребовалось бы снимать полеты из столичного объема. Однако и такой солидный "пряник" не привлек в Калининградскую область базового перевозчика. Возможно, настало время вновь подумать о льготах. С учетом грядущей реконструкции регионального аэропорта и футбольного чемпионата мира 2018 года, часть матчей которого пройдут в Калининградской области, предложение двухлетней давности может вызвать больший интерес среди отечественных и даже иностранных перевозчиков.

Авиатранспорт Калининград Северо-Запад