19.03.2013 00:30
Экономика

Растет спрос садоводов на модульный инструмент

Растет спрос садоводов на модульный инструмент
Текст:  Ирина Фурсова
Российская Бизнес-газета - : №10 (888)
Несмотря на обильные снегопады, прошедшие по России и странам Европы в середине марта, весна вступает в свои права. А значит, грядет очередной садово-огородный сезон. Причем готовиться к нему начинают жители не только нашей страны: самостоятельное выращивание зелени, овощей и фруктов в последнее время становится международным трендом. По данным группы компаний "Proтеже", причины тому - ориентация все большего числа людей на здоровое питание, рост количества вегетарианцев и стремление сэкономить на покупных овощах.
Читать на сайте RG.RU

На семинаре "Тенденции развития рынка садового инструмента в России", состоявшегося в ходе проведения международной выставки Gardentool-2013, отмечено, что валовые траты на покупку инвентаря для сада-огорода и отдыха в последнее время падают, причем это наблюдается во всем мире, кроме стран БРИКС, и связано со второй волной экономического кризиса. При этом наиболее развитый рынок этих товаров - западноевропейский. Здесь на покупку инвентаря семья выделяет в год около 1 тыс. долл. В странах с высокой долей частной собственности на землю (Великобритания, Австрия, Франция) - до 2 тыс. долл. В России в среднем этот показатель составляет 5 тыс. руб. И только 2% наших садоводов могут позволить спустить на это увлечение 80 тыс. руб., и 0,5% - 150 тыс. и больше.

По структуре потребительского спроса вкусы тоже сильно разнятся. Например, в США традиционно пользуются популярностью тяжелая мототехника, позволяющая пахать, засевать, косить бесконечные акры техасских ранчо, и компактные электрические газонокосилки для обработки придомового газончика. В Старом Свете, возведшим в культ зеленые изгороди и английские газоны, 90% спроса составляют кусторезы и опять-таки газонокосилки. В Китае наиболее прибыльным сегментом рынка (84%) являются посадочный материал, почвенные субстраты плюс нехитрый ручной инструмент.

"В отличие от западноевропейского, - отметила маркетинг-директор ГК "Proтеже" Елена Тимонова, - российский рынок садово-огородного инвентаря характеризуется откровенно выраженной сезонностью и низкой долей современных форм торговли". Ну, насчет сезонности как нашей "изюминки", конечно, можно и поспорить. Ибо здравомыслящие люди во всем мире обычно покупают снегоуборочную лопату ближе к зиме, а тяпку - к весне.

А вот против фактов, как говорится, не попрешь. Так, покупка инвентаря через Интернет у нас пока на последнем месте, но с каждым годом объемы виртуальной торговли растут. Наиболее же популярны у наших небогатых и особенно "безлошадных" сограждан рынки и небольшие магазины поблизости от дома или дачи. Их основные преимущества - низкие цены. Здесь в основном приобретаются садовый инвентарь и средства ирригации, семена, посадочный материал, удобрения и грунты. Судя по опросам покупателей, сомнительное качество товаров и неизвестное происхождение инструмента они считают незначительным риском. Хотя у меня лично однажды вместо капусты "Слава" из рассады, взятой по дешевке на стихийном базарчике, вымахала великолепная сурепка. Соседский кролик был просто счастлив.

Среди дачников-автомобилистов более популярны сетевые магазины типа "Оби", "Леруа Мерлен", "Твой дом", а также специализированные садовые центры и супермаркеты. На этот сегмент приходится основная доля покупок садовой техники и предметов для ландшафтного дизайна. Плюсы этих торговых площадок: регулярные скидки, акции (вроде "Товар дня"), возможность сервисного обслуживания техники и гарантия на нее. Среди минусов: ориентация садовых центров и гипермаркетов на "бывалого" покупателя. А начинающим садоводам трудно определиться с выбором при обилии товаров на полках.

Если же рассматривать рынок "сложного" инструмента, то сейчас наблюдается небольшое, но не критичное снижение продаж тяжелой мототехники в сельской местности. Городское же население, по словам Елены Тимоновой, предпочитает ручной бензо- и электроинструмент. Причем увеличивается спрос на модульность техники. Например, возможность установить на мотоблок дополнительное навесное оборудование: сварочный аппарат, краскопульт, шнек снегоуборщика и т.д. Что немаловажно: все меньше людей интересуются инструментами с двигателем внутреннего сгорания и все больше - с электрическим или гибридным движком, особенно если у тебя небольшой участок. Плюсов два: электроинструмент гораздо легче по весу и не дымит в лицо выхлопными газами.

"Такая тенденция заставляет европейских производителей постоянно совершенствовать свою продукцию, - сообщил "РБГ" менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Роберт Бош" Александр Брюзгин. - Например, сейчас пользуется спросом электрический триммер с тремя сменными насадками: собственно триммер, циркулярная пила и кусторез. Возможно, скоро в комплекте появятся и другие модули. А растущий спрос на аккумуляторную технику, например, стимулирует сезон за сезоном повышать емкость батарей и снижать цены на изделия, поскольку пока по стоимости они не выдерживают конкуренции с электро- и бензоинструментом".

А самый проблемный сектор на рынке садового инвентаря - шанцевый инструмент. Не верите? Тогда попробуйте купить себе лопату. Она окажется либо тяжелой, либо с очень длинным или, наоборот, коротким черенком, либо непомерно дорогой, либо сломается после первого же копка. "До 90% простого инструмента подвергается модернизации под хозяина, - сообщила "РБГ" Елена Тимонова, - я сама смогла выбрать себе снегоуборочную лопату только с пятой попытки".

АПК