19.03.2013 00:34
Экономика

Сотрудники российских компаний не доверяют своим руководителям

Сотрудники не доверяют своим руководителям
Текст:  Евгения Носкова
Российская Бизнес-газета - : №10 (888)
Руководители российских компаний столкнулись с кризисом доверия: только каждый восьмой сотрудник считает, что глава компании скажет правду, когда столкнется с серьезной проблемой. К таким выводам пришли авторы ежегодного исследования Edelman Trust Barometer 2013. Как следует из отчета, в мире в целом доверие общественности к институтам гораздо выше, чем к их лидерам. В России бизнесу доверяют поступать, как он считает правильным, 32% респондентов, и только 12% рассчитывают, что топ-менеджеры скажут им правду.
Читать на сайте RG.RU

По словам руководителя бизнес-инкубатора МГУ им. Ломоносова Михаила Хомича, традиционная "вертикаль власти" в российских компаниях сдает свои позиции и сменяется горизонталью. Бизнес становится более дифференцированным, поэтому возникает потребность управлять не компанией целиком, а отдельными проектными офисами. В новых условиях руководители больше не могут рассчитывать только на административный ресурс - одним приказом сверху уже нельзя что-то решить, поэтому важность доверия между сотрудниками и руководителями возрастает.

Недоверие к первым лицам компаний большинство респондентов объясняют значительным уровнем коррупции и обмана: эту причину назвала половина опрошенных. 14% респондентов считают своих руководителей некомпетентными, а 9% отмечают непрозрачность их действий. В то же время в этом году исследование Trust Barometer выявило в России рост доверия к мнению рядовых сотрудников компаний. Согласно опросу, сотрудники почти в два раза больше, чем руководителям, доверяют ученым/экспертам, техническим экспертам компании и "равным себе", своим коллегам. "Мы однозначно столкнулись с кризисом лидерства. Бизнесмены должны изменить свой подход к управлению и стать более открытыми, усилив взаимодействие со своими сотрудниками и экспертами, прислушиваясь к их мнению", - отметил президент компании Edelman Ричард Эдельман. С коллегой согласилась и гендиректор Edelman Россия Керри Ирвин - по ее словам, многие компании в России сегодня сосредоточены на способах привлечения, удержания и развития талантливых сотрудников, чья помощь дает бизнесу возможность повысить уровень доверия к себе. Поэтому прислушиваться к разным мнениям очень важно. В качестве позитивного примера Ирвин привела одного из своих бывших руководителей, который говорил: "Если у тебя такое же мнение, как у меня, не трать время, не приходи на встречу, но если ты думаешь иначе, к тебе стоит прислушаться".

В мировом масштабе сотрудники воспринимаются как наиболее достоверный источник как отрицательной, так и положительной информации о социальных программах, льготах, условиях работы и бизнес-практиках организации. Авторитет руководителей выше, когда речь идет о финансовых и операционных показателях компании, а также об успехах топ-менеджмента. Однако процентный разрыв в доверии между этими категориями незначителен. Основатель компании Future Today Денис Каминский обратил внимание на то, что руководителям все больше нужно думать о новых способах продвижения компаний, в том числе в соцсетях, а для этого также нужно доверять своим сотрудникам, потому что именно они представляют компанию и формируют мнение о ней. Основатель рекрутинговой компании Staffwell Тери Линдеберг добавила, что для трансляции информации о компании вовне нужно использовать того, кому больше доверяют. "Нужно учить сотрудников правильно коммуницировать, потому что сегодня на рынке ощущается острый дефицит этого навыка", - считает эксперт.

Авторы исследования Trust Barometer 2013 изучили также и уровень доверия к бизнесу по отраслям. Оказалось, что больше всего россияне доверяют технологическим компаниям (74%), также по сравнению с прошлым годом значительно выросло доверие к автопрому и финансовым услугам. Из 11 отраслей, представленных в отчете, не изменился уровень доверия только к одному сегменту - СМИ.

- Более значительный рост в таких отраслях, как технологии, автопром, финансовые услуги, я думаю, объясняется тем, что власть уделяет этим отраслям повышенное внимание, осуществляет значительную финансовую поддержку, - отметила замгендиректора "Нексиа Пачоли" Юлия Емельянова. - Развитие современных технологий - одно из условий существования современного бизнеса, поддержания конкурентоспособности и эффективности, поэтому разработкой различных программ развития, направленных на создание новых условий и перспектив, занимается не только государство, но и частный бизнес. Российский автопром, получивший и продолжающий получать всестороннюю поддержку со стороны государства, оценил необходимость повышения уровня выпускаемой продукции для сохранения рынка и, очевидно, начал реализовывать мероприятия по повышению надежности и качества, что подтверждает рост доверия потребителя.

Что касается финансового сектора, по мнению Емельяновой, система страхования вкладов доказала свою эффективность, и вкладчики сегодня уже не считают размещение денежных средств в банках более рискованным, нежели хранение "под подушкой". Регулирование государством порядка формирования ставок по кредитам, особых требований, ранее выдвигаемых банками, и пресечение прочих хитростей также привело к повышению уровня доверия населения и бизнеса к финансовому сектору экономики.

По мнению партнера BDO в России Елены Хромовой, автопром активно набирает очки за счет локализации производства иностранных автомобилей. Что касается финансовых услуг, помимо введения системы страхования вкладов росту доверия к ним способствовали и лидирующие позиции госбанков в секторе. Технологии, как считает эксперт, популярны в связи с активной пропагандой инновационной модели будущей российской экономики. "Тем не менее уровень доверия к бизнесу все еще удручающе низок", - заключила Хромова.

Глобальный директор по корпоративным коммуникациям Edelman Бен Бойд подчеркнул, что для того, чтобы заслужить доверие, бизнес должен приносить не только прибыль, но и пользу. Общество хочет видеть, что бизнес концентрирует свои усилия на вовлеченности и соблюдении принципов деловой этики, служит потребностям своих сотрудников, клиентов, широкой общественности. А внедрения инновационных продуктов и финансового успеха уже недостаточно - сегодня это лишь минимальные требования к компаниям.

Бизнес Социология