19.03.2013 00:48
Экономика

ТПП предлагает наказывать чиновника за игнорирование на жалобы граждан

Текст:  Ирина Колодина
Российская Бизнес-газета - : №10 (888)
Торгово-промышленная палата предлагает установить на законодательном уровне ответственность за нарушения вышестоящими налоговыми органами сроков рассмотрения апелляционных жалоб налогоплательщиков.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня норма, устанавливающая сроки рассмотрений жалоб, носит декларативный характер: нарушение сроков не имеет никаких негативных последствий для налоговиков, тогда как налогоплательщик оказывается в ситуации неопределенности. Он не знает ни размера своих налоговых обязанностей, ни срока реализации мероприятий по взысканию доначисленных налогов, пеней и штрафов.

"На практике нет никакого стимула для налоговиков принимать своевременное решение по жалобе, - считает директор департамента налогового и правового консалтинга "Объединенные консультанты ФДП" Александр Долгобородов. - В результате рассмотрение жалобы может растянуться на 6-9 месяцев. Это ведет к неопределенности, налогоплательщик не знает, сколько и когда налогов он должен заплатить". Практика показывает, что не решаются налогоплательщики и идти в суд до тех пор, пока не принято решение по жалобе, до последнего надеясь на положительное решение вопроса и снижение доначислений.

Нерасторопность налоговых органов приводит к тому, что нарушаются интересы и налогоплательщика, и государства, поскольку возникает задержка в выставлении требований об уплате налогов, и бюджет не получает возможных доходов.

Обязательное досудебное урегулирование споров предусматривает, что налогоплательщик не вправе обратиться в суд, пока не оспорит решение инспекции в вышестоящем налоговом органе. Пока этот порядок действует только в отношении решений, принятых по итогам налоговых проверок.

Вопрос соблюдения сроков рассмотрения жалоб очень важен, отметил заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергей Разгулин, но уточнил, что и сейчас интересы налогоплательщика соблюдаются должным образом. Сергей Разгулин обратил внимание на следующие моменты. Во-первых, действующие положения закона говорят о том, что налогоплательщик, подавший жалобу, защищен от взыскания. Во-вторых, установлен запрет на ухудшение положения налогоплательщика в результате рассмотрения жалобы. В-третьих, ничто не мешает налогоплательщикам обратиться в суд в случае пропуска срока рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

"Жалобы, сроки рассмотрения которых были просрочены, и уже есть информация о том, что налогоплательщик обратился в суд, рассматриваются в первую очередь", - рассказал заместитель начальника управления досудебного аудита ФНС Дмитрий Казанский. По его мнению, если решение по жалобе не принято, это не нарушает права налогоплательщика, поскольку денежные средства не взыскиваются. А если срок рассмотрения истек, налогоплательщик вправе обратиться за судебной защитой. "В целом наше законодательство о досудебном рассмотрении налоговых споров лояльно к налогоплательщику. В Германии, например, при рассмотрении жалобы с налогоплательщика могут взыскать дополнительные платежи, тогда как в России это невозможно", - апеллировал Дмитрий Казанский к мировому опыту.

Вопрос этот приобрел особую актуальность в связи с недавней инициативой минфина. На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, который вводит обязательную досудебную процедуру обжалования всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Обязательность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать налогоплательщиков к разрешению внутри системы налоговых органов возникших конфликтов в сфере налогообложения, позволит существенно уменьшить количество рассматриваемых споров в судах, а также расширит возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов, отмечается в пояснительной записке к законопроекту. Преимущества предлагаемой процедуры, по мнению разработчиков поправок, очевидны. Это быстрый способ рассмотрения соответствующего спора - 15 дней. А также менее затратный способ защиты прав, поскольку нет судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителей. Еще один плюс - решения по рассмотренным жалобам вступают в силу в более короткие сроки. При этом порядок оформления и подачи жалобы менее формализован. Депутаты могут рассмотреть эти поправки уже этой весной.

Бизнес Торгово-промышленная палата России