Такова суть принятого вчера во втором чтении депутатами Госдумы удивительного законопроекта. Приведем его название полностью: "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В первом чтении проект прошел без сучка и задоринки. Но ко второму чтению в него было внесено огромное количество поправок, в том числе поправка № 127. Примечательно, что она появилась буквально накануне: то есть поздно вечером, 18 марта. Понятно, что мало кто из депутатов успел оценить всю ее суровость. И, тем не менее, она была принята. Что же это за поправка такая?
Предлагается дополнить главу 23 новой статьей 23.79 такого содержания: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 5 статьи 12.16 настоящего Кодекса, в случае если передача этих полномочий предусматривается соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". То есть, если местная власть договорится с МВД, о передаче некоторых функций (вопрос: каких?), то штрафовать меня, как водителя за нарушение правил остановки и стоянки в двух столицах будут не сотрудники ГИБДД, а некие непонятные лица. Представим ситуацию: я остановился под знаком остановка запрещена. Ко мне подходит некий гражданин в некоей форменной одежде или даже в светоотражающем жилете, объясняет мне, что я нарушил правила парковки, и требует у меня документы. Согласно закону, предъявлять документы я обязан только сотрудникам полиции. Спрашивается, что делать с этим гражданином? Вызвать полицию и заявить на него по полной программе? Как представляют данную ситуацию авторы этой поправки? По какой такой причине я должен предъявлять документы неизвестно кому?
Второй момент этой поправки: "Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместители руководителей".
Получается, что за нарушение требований знака, запрещающего остановку, меня будет наказывать непосредственно мэр Москвы или Санкт-Петербурга или кто-то из их заместителей. Дело в том, что сейчас в Москве только за нарушение правил остановки и стоянки, по данным, собранным "Парконами", выносится в день около трех тысяч постановлений. Неужели, по мнению депутатов, у глав регионов и их замов нет других более важных занятий, чем подписывать штрафы тем водителям, которые попались на данном нарушении?
Но это не единственный вопрос. Каким образом обжаловать данные штрафы? Зачастую у нас знаки ставятся так, что не нарушить их под силу только тому, кто данную местность знает, как свои пять пальцев. Кроме того, знаки зачастую не дублируются, поэтому человек, развернувшийся там, где это не запрещено, может припарковать свою машину в месте, где это запрещается, под знаком, стоящим задолго до разворота. Сейчас водитель может обжаловать такой штраф непосредственно у начальника подразделения ГИБДД, или в региональном управлении ГИБДД, или в Главном управлении ГИБДД. В крайнем случае - в суде. Где он сможет обжаловать постановление, подписанное мэром Москвы или Санкт-Петербурга? В правительстве Российской Федерации?
Еще один момент этого законопроекта: "Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при условии, что передача этих полномочий предусматривается соглашениями о передаче осуществления части полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Начнем с того, о чем уже писали. Чтобы оформить протокол нужны личные данные человека. На каком основании он обязан их предоставлять непонятному лицу, который не полицейский?
А теперь не много о другой проблеме. Сейчас "Парконы", например, в Москве работают следующим образом. Они ни в коей мере не принадлежат ГИБДД - это машины Центра организации дорожного движения Москвы. Автомобиль проезжает по улице, снимает все припаркованные автомобили там, где нельзя парковаться, потом, через некоторое время проезжает второй раз. Ведь в некоторых случаях автомобилист имеет право остановиться, чтобы высадить пассажира или разгрузить машину. Потом эта запись передается в ГИБДД. И там уже инспектор устанавливает, нарушил ли водитель правила, если нарушил, то инспектор по базе данных устанавливает, кому принадлежит машина, где он проживает… Так вот если местные органы власти получат право составлять протоколы, они также должны получить и доступ к базе данных ГИБДД о собственниках транспортных средств. Не каждый сотрудник ГИБДД имеет такое право. А это уже закон о персональных данных. И чтобы работать с этими базами данных, надо иметь определенный доступ. На каком основании работникам мэрий двух столиц будет предоставлен такой доступ? Митинский рынок снова захлестнет дисками и флешками с базами данных на автовладельцев Москвы и Питера?
Еще один момент. ГИБДД не занимается организацией дорожного движения по той причине, что должно его контролировать. Однако, если эти поправки вступят в силу, то правительство двух столиц будет и организовывать движение, и контролировать его, а штрафы за его нарушение они и так получают. То есть, создавать даже платные парковки будет не выгодно ни тому, ни другому городу. Проще запрещать парковаться везде, а потом собирать штрафы с тех, кто где-то не так поставил машину. Это выгоднее. За час парковки город получит от 50 до 150 рублей, за одну машину, снятую "Парконом" - 3000 рублей.
Примечательно, что депутаты не поинтересовались ни мнением МВД, ни мнением правительства на этот счет. Но даже правовое управление Госдумы написало отрицательный отзыв. Тем не менее, проект был принят. У депутатов Госдумы еще остается шанс сохранить свое лицо: на третьем чтении проект можно спустить до второго. Возможно, в Совете Федерации не поддержат этот проект. И крайний случай, если президент наложит на него вето. Но такая серьезная поправка попросту рушит всю структуру Кодекса об административных правонарушениях.