20.03.2013 00:02
Культура

Большой театр готовит проект к 100-летию балета "Весна священная"

Большой театр представляет уникальный проект к 100-летию балета Игоря Стравинского "Весна священная"
Текст:  Анна Галайда Аркадий Колыбалов Мария Манская Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №59 (6035)
Не обращая внимания на раскрученный в СМИ скандал вокруг Большого театра, его балетная труппа готовится представить публике беспрецедентный по масштабам международный проект, посвященный 100-летию премьеры балета Игоря Стравинского "Весна священная" - "Век весны священной - век модернизма".
Читать на сайте RG.RU

Как отметил на пресс-конференции директор Большого театра Антатолий Иксанов, московская публика сможет увидеть лучшие балетные спектакли "Весны". В течение месяца Большой покажет на Новой сцене знаменитые хореографические версии Вацлава Нижинского, Мориса Бежара и Пины Бауш. Откроется фестиваль 28 марта премьерой самого Большого - новую версию балета Стравинского создают Татьяна Баганова и Александр Шишкин. На то, чтобы представить собственный взгляд на партитуру, у них оказалось чуть больше месяца. Напомним, что первоначально Большой театр заказал мировую премьеру британской звезде Уэйну Макгрегору, чье первое сотрудничество с труппой вылилось в триумф Chroma. Но после нападения на Сергея Филина он объявил, что в отсутствии худрука труппы предпочитает отложить постановку. Тогда театр сделал предложение Татьяне Багановой - самому известному и титулованному хореографу, работающему сегодня в России. За месяц ответить балетной истории, насчитывающей 100-летнюю историю и парочку-другую гениальных решений, - шаг отчаянный и дерзкий. Татьяна Баганова сказала: "Я благодарна, что мне была дана такая возможность, вызов. Музыка Стравинского настолько мощная, предложение настолько внезапное, а ситуация - жесткая, что я не могу до сих пор сказать, что мы будем иметь на выходе. Я надеюсь, это будет перерождение, очищение и обновление".

Одновременно с мировой премьерой "Весны священной" Большой театр покажет "Квартиру" Матса Эка, и это будет первая постановка великого шведа в России. "Квартира" поставлена в 2000 году по заказу Opera National de Paris и с тех пор сохраняется в репертуаре. "Квартира, - как рассказал Матс Эк, - это место, где мы проживаем наши дни, максимально приближенное к себе и к другим, место, где разворачивается пышный маскарад нашей жизни. И в то же время "квартира" означает разделение, изоляцию - место, которое может одновременно быть личным и отдельным". Матс Экк подчеркнул, что в спектакле Большого театра на сцене будет несколько замечательных танцовщиков, а в одном из составов выступит Диана Вишнева.

В ряду знаменитых версий балета "Весна священная" на сцене Большого театра будут восстановление первой постановки, созданной сто лет назад Вацлавом Нижинским, той самой, во время которой в 1913 году парижане бросали друг в друга стульями, а парижанки били оппонентов сумочками по голове, выражая свое отношение к современному искусству. В Большом театре его представит Финский национальный балет - труппа, у нас практически неизвестная, но обладающая завидным репертуаром. Поэтому с одноактной "Весной священной" она привезет постановки Иржи Килиана, Йормы Эло и Йохана Ингера.

Еще одну легендарную "Весну священную" покажет Bejart Ballet Lausanne, впервые приезжающий в Москву без своего создателя - Мориса Бежара. Спектакль поставлен в 1959 году, и его откровенность вызвала эффект разорвавшейся бомбы, сразу же переместив своего создателя из разряда "одного из самых талантливых" в ранг гениев современного искусства. Кроме того, как сообщил художественный руководитель труппы из Лозанны Жиль Роман, с которым связали журналистов во время пресс-конференции по скайпу, вместе с "Весной" труппа покажет в Москве ранний балет Бежара "Кантата 21" и  балет Жиль Романа "Синкопа”. Наконец, одним из крупных событий фестиваля станет знаменитый спектакль "Весна священная" Пины Бауш.

В свете последних событий осуществление подобного проекта в Большом театре - почти подвиг, поэтому главный сюжет пресс-конференции был выстроен вокруг творческой темы. Но у представителей СМИ были и вопросы, связанные со скандальными заявлениями Николая Цискаридзе и Анастасии Волочковой. На что Анатолий Иксанов ответил коротко: "Я не комментирую бред и грязь. Это моя позиция". По поводу Павла Дмитриченко генеральный директор Большого театра заметил, что артист остается сотрудником Большого театра до суда. И судьба его, как артиста, будет решаться в зависимости от вынесенного решения суда. Про то, что Дмитриченко избран главой профсоюза Большого театра, Иксанов заметил: "Мне трудно говорить про профсоюзы, поскольку это общественная организация, живущая самостоятельной жизнью. У меня нет ни одного документа, в соответствии с которым называется та или иная фамилия в качестве председателя профсоюза. Я имею в виду протокол собрания". Также лаконично Иксанов прокомментировал и желание Николая Цискаридзе возглавить Большой театр: "Если Николай Цискаридзе считает, что он может возглавить Большой театр, это его личное дело. Я так не считаю, потому что для этого, помимо скандальности, известности, нужны другие качества".

Однако пресса не унимается, подливая масло в огонь скандала вокруг Большого театра. Вчера в СМИ возникла новая волна слухов о том, что балетоманы Англии готовы бойкотировать предстоящие в июле-августе гастроли Большого театра в лондонском "Ковент-Гардене", якобы возмущенные тем, каким варварским способом решается в прославленных стенах производственный конфликт. Мы попросили прокомментировать эту информацию одного из самых авторитетных балетных критиков Великобритании Клемента Криспа.

- Мы любим Большой с 1956 года, когда он впервые приехал в Лондон на гастроли, которые сделали для отношений Советской России и остального мира столько, сколько не могли сделать никакие политики. Советский, русский балет был прекрасен. Он был и остается нашей любовью. И в 60-е, когда Лилиан и Виктор Хоххаузер привезли в Лондон выдающихся музыкантов - Рихтера, Когана, а затем Большой и Кировский, это еще больше усилило понимание между Советской Россией и остальным миром. Оно возникало вновь и вновь, несмотря ни на что, прежде всего благодаря гениям русской культуры. Мы любим Светлану Захарову, Ольгу Смирнову - всех этих божественных балерин сегодняшнего Большого. И никто, уверяю вас, никто из английских любителей балета не думает изменять свое отношение к этому театру из-за тех сложностей, которые переживает сегодня знаменитая труппа.

Глупая и циничная публикация на веб-сайте о бойкоте гастролей Большого театра в Лондоне не только лжива, но и опасна. Это просто чушь, нонсенс. Нам очень жаль того, что произошло в Большом, нам очень жаль господина Филина, нам понятно, что напряжение в театре сейчас огромно. Но дело в том, что в каждой большой балетной и оперной труппе существуют сложности, напряжения, трения, разочарования, непомерные амбиции. Мне как-то сказал Григорович, что когда в труппе более 200 танцовщиков, сохранять эмоциональный баланс весьма трудно. А господин Иксанов, которого я хорошо знаю в течение десяти лет, мудро руководил театром в сложнейший период его реконструкции. Я надеюсь, что его мудрость поможет ему и теперь. Он должен делать именно то, что он делает, именно то, что считает нужным. Подлые и глупые люди есть везде, но труппа должна доверять своему руководству. Еще раз повторю, что английская аудитория обожает Большой балет, и нынешний скандал никак не может повлиять на эту любовь. Многие уже забронировали абонементы на предстоящие гастроли.

Справка "РГ"

Балет Большого театра России в рамках гастролей на сцене Ковент Гарден, которые пройдут с 29 июля по 17 августа этого года, покажет "Лебединое озеро" в версии Юрия Григоровича, "Спящую красавицу", "Драгоценности" Джорджа Баланчина, "Пламя Парижа" в интерпретации Алексея Ратманского.

Музыкальный театр