В министерстве говорят об "отдельных" фактах, но ситуация явно неблагополучна. Вот лишь несколько примеров.
В январе-феврале едва не на треть упали заработки у работников "скорой" Липецка. А во Владикавказе возмущенные врачи и фельдшеры вообще приняли решение об ограничении работы службы "03" вплоть до урегулирования вопроса с зарплатой. По закону, бастовать "скорая помощь" не может, поэтому во Владикавказе часть бригад продолжала выезжать по экстренным вызовам, пока организаторы акции вели переговоры с властями.
Службу "скорой помощи" с нового года перевели на другую схему финансирования - за счет средств ОМС. Так что федеральному фонду, по сути, предстоит проверить, как работали его территориальные подразделения.
Неэкстренная медицина работает вроде бы в прежних условиях. Но в некоторых "обычных" больницах и поликлиниках тоже не досчитались денег. Так произошло, например, в столице Хакасии Абакане.
Сами врачи объясняют, что случилось, проанализировав собственные зарплатные квитки: с начала года им отменили надбавки по программе "Модернизация здравоохранения", но появившуюся "брешь" в зарплате ничем другим не заменили - вот и минус 5-6 тыс. руб.
Первая информация из ФФОМС ситуацию не проясняет. Ведь субвенции из Федерального фонда, которые должны помочь регионам выполнить свои обязательства, выросли в этом году (по сравнению с прошлым) в 1,6 раза (составят 985,4 млрд руб.)
"Размер этой субвенции в обязательном порядке включает в себя суммы, необходимые для сохранения всех стимулирующих надбавок, предусмотренных по нацпроекту "Здоровье" и региональным программам модернизации, - пояснил "РГ" пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай. - Только на надбавки в совокупном размере субвенции на 2013 год должно пойти 114,9 млрд рублей". Увеличились и другие нормативы, от которых зависят зарплаты. Стала дороже "стоимость" приема одного пациента (и доля, идущая на зарплату), "потяжелел" в деньгах и один "койко-день" в стационаре (опять же, включая и зарплатную составляющую). Все эти нормативы увеличились отнюдь не символически, а сразу примерно в 1,5 раза. Вроде на бумаге все гладко, деньги есть, регионы их получают. Но почему они не доходят до больничных касс? Или не доплачивают сами области и республики?
В минздраве именно так и предполагают, говорят об "искажениях на местах". Это происходит, кстати, на фоне официально озвученных правительством планов двукратного увеличения дохода медиков в ближайшие пять лет. Если действовать строго по этим планам, зарплаты должны прибавлять по 20% каждый год, а они тают...
Вероника Скворцова направила письма в регионы с требованием обеспечить такие стимулирующие выплаты, чтобы привести размер зарплат к запланированному уровню.
"По конкретным медицинским учреждениям, в которых уровень зарплаты оказался ниже, чем в прошлом году, будет проведено расследование. Министр поручила незамедлительно принять меры и в самый короткий срок устранить возникшую ситуацию, сообщив об этом в минздрав", - заключил Олег Салагай.