21.03.2013 00:56
Власть

Российское законодательство адаптируют к нормам ВТО

Могут ли иностранные адвокаты работать в России после вступления в ВТО
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (6036)
Поправки в Гражданский кодекс будут вноситься с учетом стандартов Всемирной торговой организации. А в Ассоциации юристов России может быть создана специальная комиссия, которая поможет адаптировать наше законодательство к нормам и правилам ВТО.
Читать на сайте RG.RU

Вчера такие заявления сделал председатель АЮР, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников на "круглом столе" "Правовые вопросы вступления России в ВТО". Вопросов у правоведов действительно много.

Например, когда вступление еще только обсуждалось, одной из горячих тем была работа иностранных адвокатов. Теоретически, вступив в единое торговое пространство, страна должна открыть свой рынок и для заграничных защитников. Не отберут ли европейские правовые зубры хлеб у наших юристов? Возникали вопросы и по страховым компаниям: что будет с нашими страховщиками? Через девять лет после вступления в ВТО, в нашей стране смогут открывать свои филиалы иностранные страховые компании. Всех плюсов и минусов этого мы пока не осознаем.

Активно приходят на наш рынок и иностранные юридические фирмы. Сегодня многие из них активно нанимают российских юристов, в том числе адвокатов, и работает через них. Может претендовать на российскую корочку и юрист-иностранец. Правда, чтобы получить статус адвоката у нас, заграничный коллега должен сдать экзамен в нашей квалификационной комиссии. И сразу возникает вопрос: а чем иностранец может помочь при наших внутренних спорах? Все-таки здесь надо досконально знать отечественное законодательство.

В прошлом году минюст утвердил регламент по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность у нас.

Документом предусмотрено, что госуслуга по внесению в реестр иностранных адвокатов, работающих в России, будет предоставляться центральным аппаратом Минюста России. Сам список положено вести в бумажном виде, а информация из него должна размещаться на сайте ведомства.

После подачи иностранцем документов минюст направит соответствующие запросы в ФСБ и МВД, а при необходимости и в другие государственные и правоохранительные органы. Там заявителя проверят. Однако пока учет иностранных защитников не налажен. Может, потому, что их попросту нет? Правовое сообщество волнуется, что иностранные адвокаты смогут работать если не сами, то руками наших защитников. Поэтому проблема допуска на наш рынок иностранных юридических фирм еще требует обсуждения, считают юристы.

Впрочем, вчера на "круглом столе" в основном обсуждались другие темы. Как рассказал заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов, планируется составить список товаров, госзакупки которых за рубежом будут запрещены. Покупать их можно будет только у отечественного производителя. Более того, обсуждается идея ввести такой список и для госкомпаний и корпораций. Например, почему бы им не закупать на наших ткацких фабриках фирменную рабочую одежду? Может, появится ограничение, что закупаемый продукт не должен стоить дороже иностранного более чем на 15 процентов. Одна из чувствительных сфер - сельское хозяйство. Как сказал вчера один из выступавших, у нас колоссальный дефицит юридических специалистов, которые имеют специализацию в области сельского хозяйства. А ведь в рамках ВТО надо защищать свои позиции в том числе правовыми методами. Готовы ли мы к этому?

Сегодня высокопоставленные юристы, говоря о качестве юридического образования, любят с усмешкой говорить о "ветеринарных вузах, которые стали готовить правоведов". Шутки шутками, а за границей есть юристы-ветеринары, или точнее, ветеринарные юристы. Они занимаются разрешением торговых споров в области ветеринарии. Нам тоже неплохо бы этим заниматься, но где взять людей? На "круглом столе" была высказана мысль, что необходимо формировать практические заказы для подготовки профильных юристов ведущим вузам страны. Спасением может стать и магистратура. В нее приходят люди, нередко имеющие другое образование. За два года они изучают фундаментальные юридические дисциплины, а также специализированные правовые предметы. Классические юристы скептически относятся к таким магистрам. Есть риск, что в будущем введут запрет на поступление в юридическую магистратуру людей со стороны, то есть без юридического бакалавриата. Это может стать преградой для многих профессионалов, способных стать хорошими юристами в своей сфере. Магистратура способна превратить профессионала с опытом в хорошего юриста, считают некоторые эксперты.

Гражданское право