Он связался с минским коллегой из Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Александром Титовцом, чтобы сверить наблюдения. Каково же было удивление обоих, когда оказалось, что обряд в исполнении сибирских белорусов практически не утратил красок и деталей, присущих родным местам. И это несмотря на то, что с момента переселения за многие тысячи километров прошло более ста лет.
Жители Беларуси, как бы ни называлась она в прошлом - Великим княжеством Литовским, Речью Посполитой, БССР , внесли заметный вклад в развитие Сибири, начиная с экспедиции Ермака Тимофеевича. В основном это были добровольные переселенцы. Бытовало даже поверье, что где-то за синим Уралом есть благодатная, обильная земля - Беловодье. Туда и стремились в надеждах обрести землю, свободу и достаток. Ехали семьями, но чаще - целыми деревнями. Так и обживались на новом месте. Столыпинская реформа подстегнула процесс. По некоторым данным, в тот период из Беларуси в Сибирь переселилось от 600 тысяч до полутора миллионов человек. А ведь были еще волны эмиграции, связанные с Первой мировой и Великой Отечественной войнами, с послевоенным развитием СССР. Вполне естественно, что тема участия белорусов в развитии важнейшего российского региона привлекает исследователей. По понятным причинам наиболее плодотворно она изучается совместно представителями двух стран.
- Участвуя в 2006 году в международной конференции фольклористов в Москве, я познакомился с доктором исторических наук Еленой Фурцевой из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, - вспоминает Александр Титовец. - Мы, как оказалось, оба занимаемся изучением календарных и семейных обрядов восточных славян - переселенцев в Сибири.
Договорились о сотрудничестве. Подали на эту тему заявки в российский и белорусский фонды фундаментальных исследований, получили гранты на осуществление двух совместных проектов, направленных на изучение белорусских народных культурных традиций в Сибири и на материнской территории. Со временем к этой работе с обеих сторон присоединился солидный коллектив исследователей.
Российские энтузиасты в поисках аутентичных белорусских обрядов и образцов народного творчества объехали множество деревень, обжитых переселенцами в Новосибирской, Тюменской, Томской областях, Красноярском и Алтайском краях. Параллельно их наблюдения сличали с народными обычаями, теми или иными культурными традициями коренных белорусов коллеги из НАНБ. Результатом стали многочисленные научные статьи и другие работы. Они были отмечены премией имени одного из основателей Сибирского отделения РАН академика В.А. Коптюга. А за монографию "Белорусы в Сибири: сохранение и трансформации этнической культуры", изданную в России, группа российских и белорусских исследователей была удостоена совместной премии РАН и НАНБ за 2012 год. Одним из авторов книги является и Александр Титовец.
- Тематика издания весьма разносторонняя, - поясняет ученый. - В частности, удалось показать, почему и как белорусская культура вдали от исторических мест зарождения и развития существует и поныне. Удалось раскрыть механизм ее адаптации к суровым сибирским условиям в окружении других этносов. Наш вывод - традиции народа не есть что-то застывшее. Они развиваются, изменяются в конкретных условиях. Но самое жизнеспособное, востребованное семьей или общиной ядро обычаев сохраняется.
Так, у белорусских переселенцев сохранились традиции вышивки, ткачества, приемы рукоделия. Хотя есть тут и заимствования. Нужно было приспосабливать к суровым погодным условиям, например, одежду. Часто нововведения заимствовали у переселенцев, приехавших ранее. То же можно сказать об изготовлении домашней утвари, орудий труда. Что касается обрядов, то сохранились основные календарные и семейные праздники: Рождество, Коляды, Пасха (Великдень), Троица, Купалье. Как и обряды, связанные с рождением, вступлением в брак, завершением жизненного пути. В этом же ряду - так называемые престольные праздники, приуроченные к конкретным датам церковного календаря. Причем у каждой деревни, как правило, в Беларуси есть свой "фирменный" праздник. В Крупском, Березинском районах Минской области один из них называется довольно необычно для современного человека - "Пиво". В этот день в деревню приходили родственники из других селений, обсуждали за угощеньем насущные житейские дела. Посидев в одной хате, переходили в следующую. Для молодежи это был шанс познакомиться, повеселиться. В Борисовском районе этот обычай называется "Кирмаш". Что интересно, не утрачен он и переселенцами в далекой стороне. Там такие обычаи называются "съезжими праздниками", отмечают исследователи в книге "Белорусы в Сибири".
Сообща удалось собрать намного больше материала, чем вместило издание. Да и тираж его лишь 500 экземпляров. Поэтому уже в этом году в Минске выйдет еще одна книга на тему белорусских переселенцев в Сибири. Ее название - "Белорусские традиции и культура во времени и пространстве" - красноречиво говорит о содержании. Основа будет взята из упомянутой ранее монографии, но более половины статей и авторов предполагаются новые. В ней будут освещены вопросы самоидентификации белорусских переселенцев в Сибири, традиции народной кулинарии, основные традиции мужской одежды высшего сословия и многое другое.
- Наше сотрудничество с российскими коллегами продолжится и после выхода в свет этого издания, - говорит Александр Титовец. - Хотелось бы подготовить книгу с привлечением более широких научных сил. Чтобы охватить проблемы сохранения и развития в новых условиях белорусской культуры языка. Само собой разумеется, продолжится исследование материального и духовного наследия белорусов на просторах Союзного государства.