Документ подробно прописывает формы, как люди могут помогать полиции. Например, проект разрешает объединяться в общественные организации правоохранительной направленности. Что-то вроде клуба по интересам, который можно создать в своем районе, на работе или в институте. Интерес - в поддержании спокойствия, чтобы никто не дебоширил по соседству. Жесткого членства в таких клубах любителей порядка нет. Еще документ упоминает всем известные народные дружины. Предусматривается возможность и прийти в полицию лично, чтобы стать внештатным сотрудником.
"Тема очень востребована в обществе, различные формы самоорганизации граждан существуют уже давно: те же казачьи дружины и патрули, люди, помогающие полиции на общественных началах", - считает доктор юр. наук, заслуженный юрист РФ Иван Соловьев.
Самый большой резонанс проекта вызвало положение, разрешающее применять дружинникам физическую силу. Об обсуждении этой идеи писали еще 6 лет назад, но только сейчас проект дошел до Думы. Как сказано в документе, "народные дружинники, участвуя в охране общественного порядка, могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством РФ".
Иными словами, первыми нападать дружинники не могут. Они не вправе остановить человека, заставить вывернуть карманы и надавать подзатыльников, если тот откажется. Или, скажем, когда кто-то вытаптывает клумбы, на него нельзя бросаться с кулаками даже дружинникам. Но если они увидят, что кого-то бьют или насилуют, то вправе спасти человека. Не просто вправе - даже обязаны. При этом защищать справедливость придется в буквальном смысле голыми руками: проект запрещает дружинникам иметь при себе оружие самообороны.
Законы об участии граждан в охране порядка сегодня приняты в большинстве регионов РФ. "Проект восстанавливает пробел в нормативном правовом регулировании этого процесса на федеральном уровне", - убежден Соловьев. По его словам, при подготовке законопроекта учтены положения зарубежного законодательства.
Между тем
"Несмотря на отсутствие федерального законодательства, сегодня в России действует 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности, численность которых превышает 454 тыс. человек, в том числе в 14,2 тыс. народных дружин - 190 тыс. человек, в 895 казачьих дружинах - 62 тыс. человек. 42 тыс. - внештатные сотрудники полиции", - рассказывает Иван Соловьев.