21.03.2013 00:03
Общество

Лев Аннинский: Всякая демократия имеет свои ограничения

Текст:  Кирилл Карандюк
Российская газета - Федеральный выпуск: №60 (6036)
Читать на сайте RG.RU

Лев Аннинский, литературный критик:

 

Всякая демократия имеет свои ограничения. У нас она одного типа, в Англии другого, во Франции третьего. В Америке, которую считают очень демократичной страной, не решены даже очевидные проблемы - такие как смертная казнь или этнические конфликты. Поэтому не приходится удивляться, что там арестовали человека, критиковавшего судью, о чем "Российская газета" сообщает на 8-й полосе. Народы вообще живут по тысячелетней сложившейся традиции и все внешние, накладывающиеся на них элементы, никогда не изменят сути.

Такое понятие, как "ограничение", вообще неприятно. Интернет в данном вопросе не является исключением. Нецензурная лексика, всплывающая на его страницах, конечно, доставляет мало удовольствия, но от брани каждый должен отказываться, в первую очередь, по внутренним убеждениям. В противном случае, мы же все знаем, что чем больше что-то запрещаешь человеку, тем охотнее он будет идти наперекор. Поскольку ругательства доходят порой до немыслимых высот, я понимаю, почему принимаются меры, ограничивающие их. Но каждый раз после этого думаешь: "Господи, лучше бы они этого не делали", потому что последствия несут в себе далеко не только позитивные моменты. В конце концов, читать или нет - это тоже выбор каждого. Если мне, например, попадается на глаза какая-то противная статья, я ее тут же закрываю. Возможно, если бы люди сами не жаждали негативной информации, ее было бы меньше.

Мне кажется, роль Интернета в наши дни несколько переоценивают. Ну, показали, скажем, уснувшего судью или оскорбляющего кого-то чиновника... Допустим, это как-то повлияет временно на их судьбу. Но через полчаса у большинства просмотревших этот ролик вся информация улетучится из головы. И в чем тогда ее сила? Просто поменялись человеческие ценности. Во время войны жили мыслью смерть или победа, потом построим Днепрогэс или пропадем, а сейчас съедим или не съедим, выпьем или нет. Потребности измельчали, и люди все чаще пытаются найти свою жизнь в сети. Более того, все это психологически очень сложно - получается некий порочный круг. Ежедневно сталкиваешься с какой-то несправедливостью, а от окружающих тебя людей только и слышишь о том, в каком плохом мире мы живем. А Интернет, наполненный подобной информацией, только подтверждает все опасения.

Если же мы почувствуем, что все, происходящее в сети, начинает влиять на жизнь людей драматично, без ограничений не обойтись. Только сначала все надо хорошо проанализировать, обдумать, а уже потом принимать законы, которые выработают те, за кого мы сами проголосовали. Но Интернет - это, по сути, мелочь. Настоящая проблема - научиться жить привычной жизнью, двигаясь при этом исключительно в сторону добра.

Образ жизни