По его словам, "сколько осталось до дефолта, не знает никто. И даже если банки снова откроются, существует риск, что вкладчики станут в спешном порядке выводить свой капитал и тем самым лишать их ликвидности". Предсказать, смогут ли банки выстоять, не может никто. Для предотвращения этой ситуации правительство Кипра намерено законодательно ограничить движение капитала до стабилизации ситуации. По данным "РГ", этот пункт входит в пакет предложений, который в ночь на четверг согласовали министры с президентом Никосом Анастасиадисом на экстренной встрече в его резиденции.
При этом источник в министерстве финансов сообщил, что "ситуация меняется каждые полчаса", так как в переговоры по спасению Кипра вовлечено слишком много игроков как внутри страны, так и за ее пределами. Некоторые из них, включая тройку кредиторов и Россию, зачастую не соглашаются на предложения киприотов, а потому их приходится менять. "Поиск баланса между различными интересами - это на данный момент самое сложное", - пояснил представитель министерства.
Другой источник в том же ведомстве, знакомый с ходом переговоров в Москве, рассказал, что в четверг утром там были созданы две рабочие группы. Одна занимается возможной рекапитализацией Россией кипрских банков и продажей одного из них российским банковским структурам. Вторая работает в тесном контакте с "Газпромом" и чиновниками из правительства над созданием юридического поля для будущей разработки кипрских месторождений Россией. Когда появятся конкретные результаты этого сотрудничества и будут ли они объявлены публично, пока не знает никто. По словам представителя министерства финансов, у Москвы очень жесткая позиция, однако заинтересованность в оказании помощи Кипру есть. Иначе в среду российское правительство не попросило бы министра финансов Кипра Михалиса Сарриса задержаться в Москве еще как минимум на день. Впрочем, переговоры могут продолжиться и после четверга - возможно, в более узком составе. В неформальной беседе чиновник заметил, что в министерстве "все молятся, чтобы Россия помогла".
Одновременно в Никосии президент Кипра встречался с лидерами политических партий. По информации, просочившейся в прессу, он должен был представить им уже третий план спасения кипрской экономики. Первый - придуманный тройкой кредиторов - был отклонен парламентом. Второй до него пока даже не дошел, так как включал в себя возможную помощь Москвы. Однако в связи с отсутствием к вечеру среды конкретных результатов переговоров Центробанк продлил банковские каникулы как минимум до следующего четверга. Это посеяло панику среди бизнесменов. Некоторые из них заявили, что их потери от банковского простоя обойдутся им дороже, чем вероятное списание 10 процентов со счетов.
Поэтому власти Кипра решили в срочном порядке создать третий план - уже не учитывающий возможную помощь со стороны России. Вместо намеченного на вечер заседания парламента министры и ближайшие соратники президента собрались в его резиденции на экстренную встречу. Все главные местные телеканалы вели оттуда прямую трансляцию, начиная с семи часов вечера. Однако корреспонденты, выходя в прямой эфир каждые 15 минут, с каждым разом говорили все меньше: никакой информации о происходящем за стенами дворца не было.
Наконец в девять часов вечера из президентского дворца вышел лидер партии ДИКО Мариос Кароян, но отказался отвечать на вопросы журналистов. Еще через час за ним последовал министр труда Харрис Георгиадис. От вопроса корреспондента "РГ" он отделался дежурной фразой: "Правительство делает все, что в его силах. Мы обязательно выработаем план спасения экономики. Но конкретных деталей я вам пока раскрыть не могу". В итоге заседание завершилось лишь поздно ночью, а конкретные детали третьего плана все равно не были разглашены. В секретариате президента пояснили только, что в течение ночи план должен был пройти юридическую и техническую проверку.
Тем не менее некоторые детали антикризисного пакета все же просочились в прессу ближе к утру. Одна из предполагаемых мер - ликвидация Кипрского народного банка "Лайки". Кроме того, власти решили вернуться к единовременному налогу на депозиты. Однако проценты списаний будут существенно меньше, чем предлагалось ранее, и не затронут иностранных резидентов и компании. Также власти собираются задействовать средства пенсионного фонда и фонда социального страхования. Ими, вероятно, будут обеспечены государственные облигации, которые Кипр собирается выпустить в ближайшее время. Эта мера может принести бюджету 4,2 миллиарда евро из необходимых 5,8. Деньги из социальных фондов планируется вернуть впоследствии после достижения конкретных договоренностей с Москвой.
Голосование по третьему проекту в парламенте может состояться уже в ночь на пятницу по Москве. Впрочем, источник в министерстве финансов выразил сомнение, что депутаты смогут собрать кворум в экстренном порядке. Да и не факт, что детали третьего плана не будут меняться в течение дня после переговоров с "тройкой" и Москвой.
При этом обстановка на острове после однодневного затишья вновь накалилась. В банкоматах "Лайки" закончились деньги, они заблокированы. Еще в среду днем глава крупнейшей на Кипре компании недвижимости Никос Николау расслабленно говорил мне, что "Россия - это единственный друг Кипра, еще со времен обретения островом независимости. Вы всегда поддерживали нас в ООН. Не отвернетесь и теперь". В подтверждение этих слов местный социологический центр опубликовал свежий опрос, согласно которому 73 процента граждан Кипра "испытывают злость" к президенту Никосу Анастасиадису, согласившемуся на предложения тройки кредиторов по изъятию денег со средств иностранных вкладчиков. Однако уже в среду вечером и в четверг настроение киприотов начало меняться. Они поняли, что Россия не будет помогать острову просто так, а для достижения конкретных договоренностей нужно время.
Кипр просит у России не новый кредит, а пытается привлечь инвестиции, сказал вчера министр финансов страны Михалис Саррис. В качестве объектов для вложений остров предлагает газовые месторождения и банковский сектор.
Российские переговорщики, с которыми Саррис беседует со среды, пока эти предложения не комментируют. Но, судя по всему, дело движется сложно. Вот как развивались события: первый переговорный день результатов не принес, после этого телеканал Мега сообщил, что Кипр готов вернуться к идее о "стрижке депозитов", но в четверг утром глава Минфина России Антон Силуанов сказал о продолжении переговоров, а глава ЦБ Кипра обещал защитить иностранные вклады. И все это - на фоне давления со стороны Европейского ЦБ. Он предупредил, что если остров не согласует до 25 марта с ЕС программу собственного спасения, помощь кипрским банкам свернут.
"Дело это сложное, просто его не решить, - говорит о российско-кипрских переговорах завкафедрой мировой экономики НИУ "Высшая школа экономики" Леонид Григорьев. - Не покупается кусок газа в земле, которая не разбурена. Инвестиции в кипрскую экономику - один из вариантов решения проблемы в долгосрочном плане, а банковский кризис требует срочного вмешательства".
Но нужны ли кипрские активы российским инвесторам? Газовые месторождения могли бы быть интересны за счет бестендерного входа, говорит старший эксперт ООН по энергетике, исполнительный вице-президент Московского нефтяного клуба Тогрул Багиров. Но надо учитывать два момента. Первый - спор с Турцией о принадлежности секторальных вод в Эгейском море, что чревато ввязыванием в них и России. Для нашей страны с ее статусом это ни к чему, уверен Багиров. Второй момент - отсутствие точных данных о залежах на шельфе. Там еще не сделаны необходимые геологические изыскания, сейсмическая разведка, перечисляет эксперт. А это - тоже затраты. "Бурение одной морской скважины в 10 раз дороже, чем на суше", - рассказывает Багиров. Кипру, полагает он, помогать опасно, и даже надежды на то, что будут возвращен прежде выданный острову кредит, призрачны.
ВТБ не заинтересован в приобретении активов на Кипре, заявил журналистам глава крупнейшего госбанка Андрей Костин. "Кипрская банковская система работала достаточно устойчиво, предложения по ее активам можно было бы рассматривать раньше, но в условиях, когда страна находится в преддефолтном состоянии, это проблематично, - считает исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев. - Надо предлагать что-то более материальное". И говорит, что если бы киприоты озаботились привлечением инвестиций раньше, деньги бы нашлись. "Приобретение банка - это почти всегда покупка "кота в мешке", - рассуждает Виктор Шпрингель из НИУ "ВШЭ". - Кипрские банки надо оценивать, чистить. Но я не думаю, что ситуация у них летальная, банковская система всегда может выжить". Обсуждаемый вариант с выделением банка "плохих долгов" и продажей здоровых активов, по его мнению, вполне мог бы заинтересовать россиян. Не стоит так запросто отказываться и от участия в газовых проектах, считает этот эксперт. "Совместное освоение шельфа может быть интересно. Потому что одно дело добывать газ в Сибири и поставлять потом в Европу, а другое - добывать в Европе и поставлять в Европу. Тем более в континентальной части России запасы газовых месторождений истощаются", - уточняет Шпрингель. То, что переговоры идут сложно, объяснимо, говорит он. И не верит в то, что Европа заморозит помощь острову. "Если Кипр выйдет из зоны евро, то проблемы будут не у Кипра, а у всех остальных", - иронизирует Шпрингель. Так что спасать остров и договариваться придется по любому, вопрос только в том, сколько и кто за это заплатит.
Подготовила Елена Кукол