22.03.2013 00:30
В мире

Оджалан призвал курдских боевиков прекратить войну с Турцией

Оджалан призвал курдов прекратить войну с Турцией
Текст:  Леонид Пчельников
Российская газета - Столичный выпуск: №62 (6038)
Лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдулла Оджалан сделал важнейшее заявление, в котором он призвал боевиков РПК сложить оружие и покинуть территорию Турции.
Читать на сайте RG.RU

Оджалан, отбывающий пожизненный срок в тюрьме на турецком острове Имралы, написал свое послание несколько дней назад, однако попросил зачитать его именно 21 марта, в день празднования нового года и праздника весны "Навруз". С 9 утра около 200 тысяч человек собрались в парке города Диярбакыр для празднования. Там же было зачитано и послание. По рассказам очевидцев, уже накануне свободных номеров в местных отелях найти было просто невозможно.

В итоге сообщение Оджалана оказалось примерно таким, каким его и ожидали. Призвав своих вооруженных соратников сложить оружие, он обратился также не только к своему народу, но и к народам всего Ближнего Востока с призывом построить более справедливый мир, где не будет взаимных обстрелов и убийств, а будет совместная борьба с разрушительным вмешательством запада. Также Оджалан пообещал, что это не конец многолетней борьбы, а начало нового процесса. Но только уже без оружия и кровопролития, начало политической борьбы.

ЦИФРА: 35 тысяч человек погибли от рук вооруженных группировок курдов в Турции

В истории противостояния Турции и Рабочей партии Курдистана уже было как минимум пять перемирий. Все они не принесли заметного результата. Однако нынешняя ситуация особенна тем, что сейчас присутствует сирийский фактор. Куда будут уходить вооруженные боевики, если они последуют призыву Оджалана? На поверхности лежат два варианта - это Ирак и Сирия. А если учесть, что на севере Сирии проживает около четырех миллионов курдов, то несложно понять, куда могут применить свой боевой потенциал пришедшие из Турции группировки. Одним из негласных условий в переговорах между правительством Турции и Оджаланом могла быть помощь в создании курдской автономии в Сирии после свержения Б. Асада, чего так хочет Анкара. Таким образом, удастся убить сразу двух зайцев: переключить внимание боевиков с борьбы против турецких властей и подтянуть дополнительные силы на борьбу с режимом Башара Асада.

Но существует и другой вопрос, станут ли слушать боевики своего лидера и основателя Рабочей партии Курдистана, который уже 14 лет находится в заключении? По-прежнему ли так велик его авторитет, что одного его слова будет достаточно для того, чтобы они сложили оружие? Многие успели усомниться в этом, особенно после того, как накануне в Анкаре был совершен двойной теракт. Взрывы прогремели у офиса правящей партии и у здания министерства юстиции. Это явно продемонстрировало то, что есть и  несогласные с тем договором, который заключил с властями Оджалан. Бывший постпред Турции в НАТО, экс-посол Турции в Германии и депутат парламента Онур Оймен считает, что пока сложно оценивать влияние этого послания, но теперь главное, чтобы это не выглядело для Турции как договор с террористами, ведь от рук вооруженных группировок в стране погибло в общей сложности 35 тысяч человек и об этом не стоит забывать. "Насколько историческим является это заявление и насколько действенным, зависит от того, какие аспекты затрагивались в переговорах с Оджаланом, какие условия выдвигал сам Оджалан, и на какие уступки пошло правительство. Этого как раз никто не знает. Со временем это станет понятным. Однако пока с моей точки зрения террористы не бросят свою вооруженную борьбу. Да, кто-то действительно может сложить оружие, но многие не откажутся от террористических методов. Вряд ли сегодня Оджалан способен оказать серьезное влияние на вооруженных сепаратистов, которые устраивают теракты и убивают людей. На них, наверное, вряд ли кто-то вообще в состояние оказать влияние", - рассказал наш собеседник. Однако надежды на позитивный сдвиг все же есть, главное чтобы теперь достигнутые соглашения были выполнены, а не провалились из-за очередного теракта или военной операции, как это случалось ранее.

Турция