В порту Таллина стали перетягивать паромы. Видимо, другой работы нет. Фото: Reuters
Британские власти обнародовали результаты переписи населения за прошлый год. Второй по численности диаспорой восточноевропейцев, осевших в Англии и Уэльсе, оказались выходцы из Литвы, пропустившие вперед только поляков. Их там больше 100 тысяч. И это лишь те, кто получил вид на жительство. Местные подмечают, что лондонские пабы в некоторых иммигрантских кварталах часто переделывают под пивнушки с прибалтийским колоритом. Только в 2010 году число литовских мигрантов превысило 40 тысяч.
Литовская пресса бьет во все колокола: народ валом валит из страны! Если в конце 1980-х там жили 3 млн 700 тыс. человек, то в этом году численность населения Литвы опустилась ниже "психологического" рубежа в 3 млн, составив 2 млн 979 тыс. человек.
Та же тенденция наблюдается и в соседней Латвии. За 20 с лишним лет после распада СССР страну покинули 200 тыс. жителей. И это в стране, население которой лишь немного превышает 2 млн человек. В 2012 году за рубежом получили гражданство Латвии 3,3 тыс детей, родившихся в основном в Британии и Ирландии. Но никто не считал, скольких родители зарегистрировали уже как граждан другого государства.
Президент Латвии Андрис Берзиньш пытается успокоить соотечественников, объясняя им, что не считает массовую эмиграцию трагедией: "Подобная ситуация наблюдалась и в конце XIX - начале XX века. Тогда латыши за рубежом получали образование и опыт, а затем приезжали обратно. Почему бы не продолжить этот положительный процесс?"
В Эстонии сегодня, по данным Департамента статистики, проживает 1 млн 286 тыс человек. А перед распадом СССР было 1 млн 566 тыс. Если так пойдет дальше, то, по подсчетам ученых, к концу XXI века эстонское государство просто исчезнет. Причина - высокие темпы эмиграции и серьезный уровень смертности, ставшие следствием падения уровня жизни.
Но эстонский президент Тоомас Хендрик Ильвес большой беды в массовой эмиграции из страны также не видит. И даже тихо радуется: "Любой может свободно приехать в Эстонию и так же свободно уехать. Советского принуждения к проживанию на определенной территории больше нет, оно забыто. Как забыто и крепостное право, отмененное 200 лет назад".
Но за правом свободного передвижения по миру эстонский президент не желает видеть ни проблем, которые выталкивают граждан из страны, ни опасности исчезновения нации.