22.03.2013 00:45
Экономика

В России упало производство водки

Водку производят меньше, а дефицита нет. Ушла "налево"?
Текст:  Елена Мишина
Российская газета - Федеральный выпуск: №62 (6038)
Производство сорокаградусной в России падает второй месяц подряд. В январе мы пили прошлогодний товар - водочники ударно потрудились в декабре, накануне роста акциза. Но и в феврале падение продолжилось - и это уже может говорить о сокращении легального производства горячительного, утверждают эксперты "РГ".
Читать на сайте RG.RU

В январе-феврале производство водки снизилось на 27,7 процента по сравнению с прошлогодним показателем. Во второй месяц зимы русского национального алкоголя разлито по бутылкам и уложено в ящики на четверть меньше, чем в феврале 2012-го. По сравнению с нынешним январем это чуть ли не достижение - в феврале объем производства вырос на 43 процента. Ведь в первый месяц года российские водочники практически не работали, производство к декабрю упало на 77 процентов. Впрочем, этот факт как раз вопросов не вызывал. В 2012 году ставка акциза выросла на 30 процентов, но постепенно: с 1 января - на 10 процентов, с 1 июля - почти на 20. С 1 января 2013 года ставка выросла еще на 33 процента (с 300 до 400 рублей за литр чистого спирта). Так что накануне январского роста акциза водочные заводы работали в три смены, чтобы забить склады продукцией по старым ценам. Однако объяснять падение производства прежними запасами больше нельзя, уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. "Не могу сказать, что в декабре сделали трехкратный запас. Остатки распродаются. Так что падение будет и в марте", - говорит он.

Ситуация странная - с одной стороны, водки стали производить явно меньше, а с другой - очередей за дефицитной беленькой почему-то пока не наблюдается. Дело в том, что в январе 2013 года выроста минимальная цена "пол-литры" - до 170 рублей. В 2012 году "минималка" была на уровне 98 рублей, потом поднялась до 125. Как следствие, розничные продажи в первый месяц года упали на 10-12 процентов в сравнении с январем 2012-го, говорит руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Дробиз: "Полагаю, в феврале падение продаж примерно такое же". Причем в магазинах стали меньше брать именно самую дешевую водку. "Значит, они пьют что-то другое", - не верит в эпидемию трезвости Дробиз. А именно - покупают дешевый алкоголь нелегального производства из-под полы и употребляют не по назначению медицинские настойки. Стимул сэкономить у малообеспеченных любителей сорокаградусной есть - в магазине цена легальной бутылки выросла примерно со 135 рублей до 200. Впрочем, массово перейти на сомнительные жидкости россияне не готовы - времена уже не те, успокаивает он. "Условно - более 90 процентов старых потребителей водки все еще готовы приобретать ее в магазинах".

Товары и цены