Напомним, что в сентябре 2012 года государство предложило принять новую модель рынка, которая бы обеспечивала стимулирование модернизации объектов электроэнергетики и получение источников инвестиций на модернизацию. Одной из основных задач новой модели должна была стать ликвидация перекрестного субсидирования между группами потребителей тепловой энергии, а также в части оплаты между тепловой энергией и электрической мощностью.
Сейчас обсуждаются три возможные модели рынка электроэнергетики: сохранение существующей, улучшение старой с введением конкурентного отбора мощности (КОМ) на четыре года и ДПМ-модернизация.
"КОМ на четыре года создает инвестиционные сигналы для генераторов, но, с другой стороны, качество прогнозирования потребления на такой период очень слабое, - считает директор НП "Сообщество потребителей энергии" Дмитрий Говоров. - Вероятность того, что в силу идущей рецессии эти мощности будут недозагруженными, - велика".
У остальных моделей также есть недостатки. Однако принятие новой модели, пусть даже "сырой", необходимо в самое ближайшее время. Зарегулированность отрасли, диспропорция при формировании цен на электроэнергию, неплатежи и другие причины привели к повальному выходу инвесторов из бизнеса и как следствие - консолидации генерирующих активов на базе компаний с госконтролем. Кроме того, старение основных фондов и рост аварийности, снижение мотивации для модернизации и повышения эффективности, а также высокие потери в сетях и отсутствие конкуренции на розничном рынке - все это привело к полному упадку отрасли.
"Сейчас сложно оценить, как справятся предлагаемые государством модели с задачей привлечения инвестиций в модернизацию отрасли, но делать что-то надо уже сегодня, об этом нам говорит техническое состояние генерирующего оборудования, - считает генеральный директор "Э.ОН Россия" Максим Широков. - Совершенствование существующей рыночной модели рынка электроэнергетики хоть и длительный процесс, но крайне необходимый".
При принятии новой модели рынка неизбежен переходный период, во время которого окупаемость проектов модернизации стремится к нулю. В этой ситуации, по мнению экспертов, модернизация должна происходить на основе механизма гарантированного возврата долгосрочных инвестиций. Иными словами, генерирующей компании-инвестору следует заключить договор поставки со всеми участниками рынка, принимая на себя обязательства по объемам модернизации, техническим характеристикам и срокам. Неисполнение обязательств должно облагаться штрафом. И, конечно же, инвестиционные проекты на строительство новых мощностей должны проходить конкурсный отбор. "Вывод старого оборудования из эксплуатации позволит сделать проекты модернизации окупаемыми", - уверен Максим Широков.
Еще одной важнейшей задачей новой модели рынка должно стать обеспечение конкуренции за розничных потребителей. "Если взглянуть на мировой опыт, то мы увидим, что потребитель может свободно выбрать любую энергосбытовую организацию, которая, в свою очередь, имеет возможность предложить ему конкурентную цену, - говорит председатель правления Некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, - поскольку опирается на свободные двусторонние договоры с производителем электроэнергии".
Сейчас правила формально разрешают потребителям смену поставщика. Для этого в 2012-м были сняты административные барьеры. Однако до сих пор отсутствует реальная возможность любой энергосбытовой компании приобрести электроэнергию для любого потребителя. "Мы можем видеть вынужденную монополию гарантирующих поставщиков и ответное достаточно жесткое регулирование со стороны органов власти, - сокрушается Наталья Невмержицкая. - Для повышения конкуренции необходимо обеспечить доступ ЭСК на оптовый рынок в отношении любого потребителя". Независимо от того, какой путь будет выбран, по мнению экспертов, в новой модели институт гарантирующих поставщиков должен приобрести новое качество - иметь возможность сохранить конкурентные позиции.