В течение трех дней 10 конкурсантов из разных городов России и бывших союзных республик будут демонстрировать жюри и публике свое умение поставить оперное произведение. Живым материалом для творческих изысканий станут артисты Геликон-оперы, при этом телекамеры приоткроют творческое закулисье, что позволит зрителям своими глазами увидеть, как создается конечный продукт, которому они потом рукоплещут на оперных премьерах.
В международное жюри конкурса входят оперные и драматические режиссёры из России и Европы. Сопредседатели конкурса - руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков (он же председатель жюри) и художественный руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман.
В России соревнование оперных режиссёров проводится впервые. "Соревнуются певцы, дирижеры, композиторы, но не постановщики. Хотя именно от постановщика очень сильно зависят не только судьбы актеров, но и судьбы театров, - говорит худрук Геликон-оперы Дмитрий Бертман, он же - автор идеи конкурса. - Мы решили восстановить справедливость и заполнить вакуум. Надеемся, что конкурс станет традиционным и будет принят публикой".
В положении конкурса говорится, что он будет проводиться раз в два года. Конечно же, сразу обращает на себя внимание то обстоятельство, что его участники должны быть не старше 35 лет. То есть, это соревнование для начинающих, молодых оперных режиссеров, которых, как признался Дмитрий Бертман, в России можно пересчитать по пальцам. А вузов, их выпускающих - всего два. При этом из пяти выпускников в профессии остается, как правило, всего один. Такая вот грустная статистика, которую конкурс, по задумке организаторов, должен решительно изменить, переломить, сделать позитивной.
В программу конкурса войдут краткие оперные сцены, на постановку которых отводится строго ограниченное время, что соответствует современным условиям режиссерской работы. Оформление сцены будет решено в стиле сценического минимализма и ограничится видеопроекциями. Отсюда и вытекает название конкурса - НАНО-опера.
Что ж, Геликон-опера, как и ее худрук, не зря слывут новаторами и даже революционерами в оперном искусстве. Совсем недавно мы были свидетелями премьеры спектакля под экстравагантным названием www.nibelungopera.ru. Местом действия оперы по мотивам произведений Вагнера стал салон самолета. Всамделишный, позаимствованный у дружественной театру авиакомпании. На сцене все было настоящее - кресла, иллюминаторы, пледы, карамельки для пассажиров (то есть для публики в зале), любовные страсти между пилотом и стюардессой… При этом Дмитрию Бертману удалось сделать невозможное - отобрать и соединить фрагменты произведений Вагнера так, что лично мне в какой-то миг показалось: композитор - наш современник, и он запросто говорит с нами на простом и понятном языке любовной лирики.
И вот теперь - новый необычный проект, новая искрящаяся и благородная идея, призванная вывести на сцену молодые таланты, дать им путевку в жизнь. Победитель получит Гран При, 100 000 рублей и право поставить авторский спектакль на сцене Геликон-оперы. И надо было видеть, как у молодых режиссеров горели глаза во время жеребьевки. Приехать из Челябинска, Саранска или Ташкента, чтобы проснуться знаменитым на сцене Геликон-оперы - это ли не самая заветная мечта любого начинающего постановщика? Которая может стать явью уже через три дня. Очень интересно, кто он, этот счастливчик, этот своего рода "Последний герой".