- Доступность кредитов, конечно, - главное условие проведения технологической модернизации, - заявил в начале марта премьер-министр Дмитрий Медведев на специальном совещании, посвященном банковскому кредитованию. - Промышленность и инфраструктура, разумеется, нуждаются в недорогих и долгосрочных ресурсах - это ключевое условие для реализации крупных инвестиционных проектов. И конечно, поддерживая макроэкономическую стабильность и продолжая борьбу с инфляцией, мы не должны забывать о задачах развития, задачах дальнейшего так называемого несырьевого роста.
Председатель правительства напомнил, что серьезной проблемой остается разрыв между ценой кредита, которая приемлема для заемщика, и той ценой, которую предлагает кредитор, то есть банк. Выступление принесло свои плоды. Буквально на следующий день после совещания Альфа-Банк объявил о снижении на 1% ставки по беззалоговому кредиту "Партнер" для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей - до 20% годовых. А спустя сутки Сбербанк снизил ставки по кредитам малому бизнесу на 0,55-1% и отменил комиссию за предоставление кредита по большинству продуктов для малого бизнеса. Правда, это разовая акция, и продлится она лишь до 1 октября 2013 года. В целом же ставка по залоговому кредитованию для МСБ составляет сейчас 13-17% годовых, по беззалоговым кредитам - 15-23%. По оценке экспертов, в ближайшей перспективе ставки расти не будут. Впрочем, сокращения тоже ждать не стоит, поэтому предпринимателям придется довольствоваться тем, что есть.
- Спрос со стороны малых и средних предприятий определенно есть, но удовлетворен рынком не полностью, так как мало приемлемых для них предложений (по ставкам, срокам, требуемому обеспечению), - говорит председатель правления МСП Банка Сергей Крюков. - В текущей ситуации позволить себе привлекать кредиты могут только финансово устойчивые компании, в первую очередь - из-за высоких ставок. Рынок растет, но не в нужном для предпринимателей направлении - увеличиваются объемы выдач за счет снижения срочности и размеров кредитов, а предложение "длинных" денег, напротив, сокращается.
- Темпы роста кредитования сектора малого и среднего бизнеса снижаются в среднем на 1-2% в год, по итогам 2012 года доля сектора - примерно 17% в общем объеме портфелей банков, - продолжает Дарья Желаннова, старший аналитик аналитического департамента компании "Альпари". - Тенденция к уменьшению доли займов объясняется значительными трудностями в оценке рисков этой группы предприятий из-за недостаточной прозрачности их деятельности. Кроме того, после повышения ставок социальных взносов многие компании сильно пострадали и стали вести еще менее прозрачную отчетность. Скорее всего, эта тенденция сохранится и в 2013 году. Для банков более привлекательными заемщиками сейчас являются физические лица и сектор крупного бизнеса. Они растут значительно более быстрыми темпами.
Это наглядно показал прошлый год. 2012-й для банковских структур выдался достаточно позитивным. Высокие темпы роста кредитных портфелей в сумме с удовлетворительной ситуацией с ликвидностью позволили многим банкам нарастить финансовые показатели. Основная причина изменений в структуре ссудного портфеля банков - это значительный рост рынка потребительского кредитования в 2012 году на фоне устойчивых макроэкономических показателей страны, выигрышного положения по сравнению с развитыми странами и роста уверенности потребителей, полагает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ":
- Эти факторы стали катализаторами для расширения совокупного спроса, мультипликатором для которого стало кредитное плечо. Корпоративный сектор в такой ситуации выпал из центра внимания кредитных учреждений. Но, в 2013-2014 годах эта ситуация может измениться, так как рынок корпоративных займов развивался заметно медленнее сектора по работе с физическими лицами.
В МСП Банке прогнозируют, что в течение года рынок кредитования вырастет на 15-17%. Сдерживающее влияние на него может оказать политика Банка России в отношении формирования резервов (в том числе в части оценки "реальности" деятельности), а, кроме того, ситуация с ликвидностью, которую пока сложно достоверно спрогнозировать.
- Рост будет умеренным, так как пока не видно факторов, которые могли бы стать для рынка серьезными драйверами, - отмечает Сергей Крюков. - Объемы размещения в кредиты бизнесу будут зависеть и от активности кредитования банками физических лиц. Если повышенное внимание регулятора к этому сектору сохранится, вполне можно ожидать, что интерес банков частично "перекинется" на вполне привлекательный с точки зрения возможной маржи сегмент - малый и средний бизнес. Правда, не исключено, что при этом структура кредитов МСБ будет сдвигаться в сторону краткосрочного кредитования торговых предприятий, что нас как институт развития не очень радует.
- Усилится конкуренция за качественных заемщиков, что должно привести к расширению продуктовых рядов для клиентов, улучшению условий кредитования и повышению качества обслуживания. В этом мы видим один из драйверов роста рынка, - уверен Александр Платонов, начальник управления малого и среднего бизнеса МДМ Банка. - Ограничители остаются все те же - низкая прозрачность бизнеса субъектов МСБ, недостаточная финансовая грамотность и т.д.
В то же время спрос на кредитные продукты со стороны МСБ растет - для эффективного развития многим предпринимателям не хватает собственных средств. Банки, прежде ориентированные на крупных клиентов, охотнее взаимодействуют с сектором МСБ. В ситуации постоянного давления финансовые институты вынуждены непрестанно искать новые пути повышения конкурентоспособности, и не всегда это ведет к положительным результатам.
- Именно крупные банки наиболее активно раздавали кредиты в 2012 году. Внедрение так называемых "кредитных фабрик", основанных на предоставлении микрокредитов малому бизнесу, с одной стороны, укрепило позиции крупных банков на рынке кредитования МСБ, а с другой - вызвало ухудшение качества кредитных портфелей. В результате именно банки из топ-30 внесли основной вклад в рост просроченной задолженности в сегменте кредитования МСБ, - поясняет руководитель департамента развития банковских продуктов БКС Банка Александр Дерягин.
Благо просрочка растет не столь впечатляющими темпами, как в 2008 году. Тем не менее сегодня юридические лица и индивидуальные предприниматели задолжали кредитным организациям более 834 млрд рублей (по данным ЦБ РФ на 1 февраля 2013 г.). Как правило, деньги предприятия берут на финансирование текущей деятельности (приобретение товара, расчеты с контрагентами). Популярны кредитные продукты на пополнение оборотных средств (кредиты, кредитные линии) сроком до 18 месяцев. Востребованы и долгосрочные кредиты (сроком до 5 лет), предоставляемые на развитие бизнеса, сообщили опрошенные "РГ" сотрудники банков.
- Большим спросом у субъектов малого бизнеса в 2012 году пользовались экспресс-кредиты с предоставлением предпринимателями в банк минимального пакета документов. Решения по экспресс-продуктам принимаются оперативно, а в данном сегменте именно скорость принятия решений фактически является для клиентов определяющим фактором выбора банка. Одним из ключевых направлений развития банковского сектора 2012 года стали разработка и внедрение так называемых "кредитных конвейеров". Это попытка переноса розничных технологий кредитования на работу с малым бизнесом, - рассказала Анна Салманова, вице-президент, начальник управления поддержки продаж департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24.
Сами предприниматели оптимистично смотрят в будущее и охотно берут кредиты, если их дают. Банкиры наблюдают позитивную динамику спроса на заемные средства со стороны малого и среднего бизнеса.
- Среди наших клиентов особенно заметен интерес к "длинным" деньгам, который мы связываем со снижением ставок по кредитам на длинные сроки в начале этого года. В списке самых популярных целей финансирования - пополнение оборотных средств, инвестиции в оборудование и недвижимость, - уточняет Кирилл Тихонов, вице-президент, директор департамента развития малого и среднего бизнеса Промсвязьбанка. - Кроме того, существенно увеличилась доля микрокредитования - беззалоговых займов до 3 млн рублей на срок до 5 лет. Благодаря упрощенной технологии рассмотрения кредитной заявки и минимальному пакету документов получить кредит возможно за 3 дня. Рискоориентированный подход в данном случае клиентам с устойчивым финансовым положением позволяет получить финансирование по льготной процентной ставке. Вполне закономерно, что подобные кредитные возможности пользуются заслуженным спросом предпринимателей для закрытия текущих потребностей их бизнеса.
Кроме того, множество предпринимателей заинтересовано в некредитных продуктах: в качественном расчетно-кассовом обслуживании с возможностью проводить расчеты дистанционно при помощи интернет-банка без привязки к офису. И банки идут бизнесу навстречу. Более того, крайне перспективной финансисты считают стратегию помощи заемщикам в структурировании их бизнеса (рекомендации по бизнес-модели, помощь в поиске партнеров, налоговый и финансовый консалтинг).
- Конкуренция за качественных заемщиков растет, а возможности ценовой конкуренции исчерпываются. Соответственно, необходимо расширять продуктовое предложение и повышать уровень сервиса. Помощь в структурировании бизнеса клиентов, оказание консультационных услуг может стать одним из элементов качественного сервиса, - убежден Александр Платонов.
- В работе с заемщиком очень важно заранее разъяснить все особенности того или иного кредитного продукта с тем, чтобы заемные средства работали с максимальным экономическим эффектом для предприятия. Финансовый и налоговый консалтинг не должны быть банковскими услугами, единственное, что к чему мы призываем наших клиентов - четко и в полном объеме отражать свою деятельность в финансовой отчетности, - возражает Ирина Рысь, зампред правления АКБ "Ланта-Банк".
Но в чем эксперты единодушны, так это в том, что в 2013 году на рынке кредитования малого и среднего бизнеса сохранятся тренды 2012 года - снижение средних сумм кредитов и упрощение процедуры получения займов. Драйверами роста станут беззалоговые кредиты, быстрые продукты с минимальным пакетом документов и оптимизированные технологии кредитования. Только за их счет можно ожидать роста рынка на 15-20%. Существенную роль должна сыграть и господдержка.
- Бизнесу хотелось бы расширения объема мер господдержки. Это и возможность модернизации основных фондов, и введение стандартизации и сертификации по качеству товаров, работ и услуг, и отнесение на себестоимость этих затрат в полном объеме, а не за счет прибыли предприятия. Эта мера особенно актуальна, так как Россия теперь является членом ВТО. Важно, чтобы каждый регион имел минимальный набор объектов инфраструктуры: бизнес-инкубаторы, технопарки, гарантийные фонды, фонды микрофинансирования, центры поддержки экспорта, которые помогают бизнесу на всех этапах его развития, - подчеркивает Анна Салманова. - Пока же мы имеем очень неоднородную картину по всем регионам. Главное - нужна мотивация для губернатора, органа исполнительной власти и местного самоуправления на развитие мер господдержки малого бизнеса. Например, все доходы, полученные регионом от МСБ, могли бы оставаться на развитие данного региона. Вот тогда все органы власти будут заинтересованы в развитии регионального малого бизнеса. Пока же малый бизнес решает в России скорее социальную проблему, нежели экономическую.
Банкам, со своей стороны, необходимо активнее использовать различные программы поддержки малого бизнеса, финансируемые государством, проводить кампании, направленные на повышение экономической осведомленности МСБ, предоставлять продукты, направленные на модернизацию существующего производства под залог приобретаемых активов.
Довольно сильно на рынке сказалось изменение политики МСП Банка, сделавшего акцент на инновации. Новая политика особенно актуальна для развития производственного и неторгового секторов, поскольку имеющиеся производственные мощности зачастую неэффективны и обладают высоким моральным износом. При таких условиях невозможно достойно конкурировать с иностранными производителями. Но не обходится и без сложностей.
- Институты развития четко контролируют направление целевого использования денежных средств, то есть средства, выделенные на инновации, недопустимо даже частично использовать их на пополнение оборотных средств или иные нужды развития предприятий. А это со своей стороны требует дополнительного контроля банка, - говорит Анна Салманова.
- Безусловно, программы кредитования для бизнес-инноваций это хороший инструмент для поддержки новаторских идей у производственных предприятий. Но доля таких клиентов в общей структуре бизнеса не больше 20-25%, основную долю в структуре по-прежнему занимают торговые предприятия 55-65%, - приводит цифры Оксана Леонова, директор департамента кредитных продуктов Бинбанка. - И конечно, смещение акцента в сторону кредитования производственников существенно ограничивает удовлетворение потребностей предприятий торговли, занимающих большую долю рынка МСБ. Происходит некий перекос и недофинансирование определенного бизнес-сектора.
Впрочем, помимо поддержки институтов развития малому бизнесу как никогда требуется помощь со стороны государства. В самом МСП Банке считают, что в дополнительном финансировании нуждаются инструменты возвратной поддержки: предоставление гарантий, кредитная поддержка, а вот расширять объемы предоставления невозвратных форм поддержки (субсидий, грантов) нецелесообразно, в особенности при имеющихся сейчас проблемах с эффективностью расходования этих средств.
40% клиентов банков заходят на сайт своего банка, чтобы получить дополнительную информацию об используемом ими продукте либо о новом банковском продукте, который они хотят приобрести. Об этом свидетельствует отчет "Retail Bank Rank 2012: исследование эффективности сайтов российских банков", подготовленный Markswebb Rank & Report. При этом 12% всех респондентов не смогли найти нужную информацию о банковских продуктах (тарифы, условия, порядок оказания и т.п.) или посчитали ее недостаточной. Среди посетителей банковских сайтов, не являющихся действующими клиентами банков, 64% ищут информацию о банковских продуктах, а 14% не могут ее найти или считают, что она не представлена в необходимом объеме.
На каждых трех посетителей сайта, воспользовавшихся кредитными или депозитными калькуляторами, формой заявки на услугу или обычной формой поиска по сайту, приходится один посетитель, который либо не смог воспользоваться соответствующим сервисом, либо остался недоволен его работой. Только 10% посетителей сайта изначально заходят на сайт с целью найти информацию об отделениях банка или банкоматах. Однако в процессе посещения будут искать информацию об отделениях или банкоматах в два-три раза больше посетителей, и значительная часть из них не смогут найти нужную им информацию. Как отмечается в отчете, предоставление подробной информации о продуктах и услугах - наиболее важная задача банковского сайта. Тем не менее среди банков, предлагающих своим клиентам кредитные карты, каждый десятый банк не указывает на своем сайте размер процентной ставки, каждый седьмой - стоимость обслуживания карты, а каждый пятый - список документов, необходимых для выпуска кредитной карты. За редкими исключениями практически все исследованные сайты предоставляют информацию о собственных отделениях и сети банкоматов. Но возможности поиска отделений и банкоматов по расположению, времени работы и доступным услугам на разных сайтах различаются кардинально. Выбрать отделение на карте города не удастся на сайте каждого четвертого банка, а банкомат - практически у каждого второго. Поиск по режиму работы банкомата (как правило, такой поиск ограничивается выбором банкоматов, работающих круглосуточно) есть на половине исследованных сайтов. В то же время поиск по режиму работы отделений банка есть только на каждом четвертом сайте.