Эта цифра прозвучала в Государственном институте искусствознания (ГИИ) на "круглом столе", посвященном проблемам развития антикварного рынка. И как сказала "РГ" одна из участниц дискуссии Ирина Колосова, "взорвала" рынок российских галерей, антикварных салонов, которые ищут новые формы продаж и тенденции.
В начале 90-х годов на рынок выплеснулось огромное количество фамильного антиквариата. Фото:EPA
Соответственно, тема для размышления: российские коллекционеры все чаще "заочно", даже не пытаясь "потрогать" предметы старины и не боясь обмана, онлайн инвестируют в них свои сбережения. Что, кстати, отвечает самым последним мировым трендам.
Ежедневно на интернет-площадку заходят примерно 300 тысяч человек, привела статистику аналитик рынка Алия Бирюкова. Здесь зарегистрировано до 3,4 миллиона пользователей. Причем идет рост постоянных клиентов, то есть тех, кто совершает более 5 сделок в год. Например, если в 2012 году число постоянных продавцов выросло на 18 процентов, то покупателей прибавилось на 25 процентов.
Самый востребованный раздел покупок - нумизматика. В 2012 году коллекционеры приобрели монет свыше чем на полмиллиарда рублей. На втором месте в лидерах продаж декоративно-прикладное искусство (от кукол, часов и самоваров до предметов интерьера). На третьем - филателия. Также среди предпочтений - покупка старинного оружия, фарфора и стекла, ювелирных изделий. Старинные иконы, кстати, на одном из последних мест по продажам. Их в 2012 году продано на 79 миллионов рублей.
Впрочем, живопись, основной объект коллекционирования и многомиллиардных инвестиций, в Сети пока почти не продается. И в первую очередь из-за отсутствия гарантий, экспертиз, механизма уплаты налогов. Интернет-сайт - информационный посредник и ответственности за сделки не несет. За "разборки" отвечают сами продавцы лотов и покупатели.
Между тем, по мнению эксперта антикварного "часового" рынка Сергея Сенюшкина, за онлайн-продажами и рынком дорогого живописного антиквариата масштабные перспективы. Изюминка предметов этого рынка - в ежегодном самовозрастании их стоимости. Все больше в России непрофессионалов из разряда потенциальных инвесторов стараются именно в этом сегменте найти "золотую середину". Совместить приятное с полезным - свои накопления с увлечениями. Сегодня, по его оценкам, в России для покупок антиквариата созрел не только средний класс, но и несколько тысяч долларовых миллионеров, которые и рады бы вложить свои средства в дорогой и очень дорогой антиквариат. Но из-за неразвитости и нерасторопности финансовых институтов - банков, бирж, закрытых и открытых паевых фондов, отсутствия публичных индексов роста объектов старины (например, на коллекционное вино, часы, живопись), взаимодействия с галереями и аукционными домами - теряют. Впрочем, еще одно пессимистическое резюме - налоговая, таможенная политика в стране сдерживает развитие отечественного антикварного рынка. Не соответствует потребностям и ожиданиям по ввозу-вывозу предметов искусства. Да и в целом государство пока прохладно относится к этому рынку, подчеркнул заведующий отделом экономики искусства и культурной политики Государственного института искусствознания, первый заместитель директора Института экономики РАН Александр Рубинштейн. Этот тезис поддержали директор ГИИ, доктор искусствоведения Наталия Сиповская и гендиректор "Сотбис- Россия" Михаил Каменский. А один из антикваров рассказал, к примеру, что вывезти и продать за пределами России востребованные английские или немецкие книги, которых в результате мировых войн в домашних библиотеках россиян скопилось множество, сегодня практически невозможно. В итоге люди ценное для иностранцев наследие просто выбрасывают на помойки.
В первую очередь все эти проблемы "растут" из-за закрытости и "засекреченности" антикварного рынка. По данным Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, объем мирового рынка антиквариата в 2012 году составил 43 миллиарда евро. Доля России в нем, правда, по приблизительным оценкам, уточнил президент конфедерации Василий Бычков, составляет один процент, или 430 миллионов евро. Однако, по словам Алии Бирюковой, цифра "сильно занижена".
"Если только обороты одного сайта составляют 57 миллионов долларов в год и в 2012 году он прибавил миллион долларов, то, выходит, 13,2 процента всего российского антикварного рынка "держит" именно этот сайт?" - задается она риторическим вопросом. Но есть еще галереи, аукционные дома, арт-салоны, частные продавцы... "Очень мало объективных данных налоговой, таможенной статистики, которые не связаны воедино, не отслеживаются и которыми публично эти ведомства почему-то не делятся", - удивляется Сиповская. Серьезный экономический анализ, позволяющий оценить этот рынок, в том числе для новых законодательных инициатив, давно назрел. И в нем сегодня нуждаются все - от собирателей антиквариата до торговцев и покупателей. По словам Михаила Каменского, сегодня российский антикварный рынок ни в одном из международных исследований не фигурирует. И, по сути, существует в "антикварных" офшорах. Огромное число российских покупателей антиквариата, утверждает эксперт, проводят свои сделки от имени таких офшоров. И без законодательных перемен даже эта "серая" статистика будет искажена.
Но, похоже, свет в конце тоннеля все-таки пробивается. Впервые ученые-экономисты и участники взялись оценить и понять, что происходит в этой сфере, легализованной в России 25 лет назад. И предложить рецепты законодателям и правительству по ее выводу из "тени". Государственный институт искусствознания уже начал комплексное исследование антикварного рынка.
Корреспондент "РГ" прояснила некоторые вопросы по рынку антиквариата у научного сотрудника отдела экономики искусства и культурной политики Государственного института искусствознания Инны Пуликовой .
Почему специалисты считают, что развитие антикварного рынка сдерживают налоги и таможня?
Инна Пуликова: Одна из основных внутренних проблем российского рынка антиквариата в том, что на нем все меньше товара. Вначале 90-х годов , когда произошла смена социального строя, элит и масса людей снизила свой жизненный уровень, на рынок выплеснулось огромное количество фамильного антиквариата.
За эти 20 лет появились новые богатые, и сейчас фактически все сливки, все самые популярные объекты русского искусства на рынке раскуплены и перераспределены. А новые владельцы их не торопятся продавать. Получается, что самый востребованный сегмент рынка - "русское искусство" - оголился. Осталось очень мало объектов, или же на них слишком задраны цены. Поэтому все острее ощущается необходимость ввозить русское искусство в Россию из других стран, где оно осело, и здесь его продавать.
А что конкретно мешает?
Инна Пуликова: Забор на границе в виде налогов, сложных административных процедур. Если частные коллекционеры могут ввозить картины и антиквариат беспошлинно, то для коммерции - художественных галерей и салонов - ввоз облагается НДС 18 процентов. Это сразу же увеличивает стоимость антиквариата. Но продадите вы его или нет, неизвестно. Это, значит, большой риск для продавцов. Рынок сегодня завис в таком полупустом состоянии.
А спрос-то большой? Кто покупает?
Инна Пуликова: На самом деле в России сформировалась прослойка среднего класса. И 20 тысяч долларов за вещь "золотого века" русского искусства конца XVIII - начала XIX века (ампир, классицизм) многие поклонники этого направления могут безболезненно для себя заплатить.
Как бы вы описали среднестатистический портрет такого покупателя?
Инна Пуликова: Сложно определить. Иногда сурового вида люди покупают нежнейшие миниатюры конца XVIII века. В целом это общемировая тенденция- если у тебя стабильное финансовое положение, ты учишь детей, имеешь хороший дом, то стараешься окружать свою жизнь еще и предметами искусства. Кто-то делает это по зову души, потому что любит искусство. Кто-то - потому что предметы искусства подчеркивают его общественный статус. Кто-то - чтобы спрятать и приумножить в безопасной форме свои деньги. И тихая гавань - произведения искусства - для этого идеальные помощники. Ты их купил, и на них всегда найдутся покупатели.
И все же каковы объемы рынка?
Инна Пуликова: Меньше миллиарда долларов - больше миллиарда. Кто бы вам какую цифру ни называл, с каким бы криминальным рынком ни сравнивал, все - неправда. Рынок пока развивается вслепую.