28.03.2013 00:40
Экономика

В РФ планируют увеличить спрос на электромобили

Развитию электротранспорта поможет государственно-частное партнерство
Текст:  Андрей Панков (председатель подкомитета по стратегическим инновациям в автомобильной сфере ТПП РФ)
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №66 (6042)
В странах ЕС вводятся нормы по минимальному количеству зарядной инфраструктуры для электромобилей в составе комплексной программы по развитию заправочной инфраструктуры для альтернативных видов топлива до 2020 г. На Давосском форуме в январе этого года прозвучало, что мировой экономике необходимы дополнительные инвестиции в 14 триллионов долларов на "экологические технологии" до 2030 года. Дмитрий Медведев в Давосе сообщил о том, что Россия заинтересована в притоке масштабных иностранных инвестиций, в том числе в инновационные проекты.
Читать на сайте RG.RU

Электромобили в России - часть инновационных экологических технологий. И ровно так же, как и другие подобные области, нуждается в государственной поддержке. Мы уже неоднократно обращали внимание российского правительства на необходимость создания государственной программы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры, в которой в том числе будут прописаны четкие механизмы гарантий частным инвесторам. Многие иностранные компании, как производители электромобилей, так и производители зарядных станций готовы выйти на российский рынок, но при условии понятной позиции государства в этом вопросе.

Сегодня есть примеры инвестиций в эту отрасль, даже при полном отсутствии господдержки. Но эти инвестиции выросли бы в разы, если бы государство системно занялось этим вопросом и решилось на отмену таможенной пошлины и обнуление НДС. Рынок сразу же рванул бы вперед - произошло моментальное снижение цены на электромобили, увеличился спрос, в чем заинтересованы и российские производители. Например, АвтоВАЗ, который взялся за выпуск электромобилей даже при отсутствии прогнозируемого спроса.

Со своей стороны увеличение производства электротранспорта влечет снижение издержек производства, которые в совокупности с удешевлением батарей приведут к дальнейшему снижению стоимости электрокаров. Вот тогда государство сможет вновь вводить таможенные пошлины и налоговые ограничения.

Спрос на электромобили можно создать благодаря введению льгот для их владельцев

В то же время спрос на электромобили можно создать и благодаря введению немонетарных льгот для их владельцев. Например, разрешить ежедневно ездить по выделенным полосам для общественного транспорта, бесплатно ездить по платным дорогам, создать специальные парковочные места, оснащенные зарядной инфраструктурой, ограничить передвижение автомобилей с ДВС по природоохранным зонам, заповедникам и т.д.

Для того чтобы эти процессы шли быстрее, с одной стороны, нужна политическая воля, а с другой стороны, сами инвесторы должны понимать, что не бывает моментальной отдачи от инновационных проектов. Институты развития и венчурные фонды зачастую говорят об отсутствии проектов, в которые они хотели бы вложить инвестиции. Миллиарды рублей госкомпании в своих бюджетах выделяют на НИОКР. При этом только компания МОЭСК решилась реализовать в рамках НИОКР исследовательский проект по созданию сети зарядных станций для электротранспорта для реализации плана по внедрению интеллектуальных сетей.

На мой взгляд, сегодня наиболее актуальной формой инвестирования в развитие рынка электротранспорта может стать государственно-частное партнерство. Это видно на примере проекта "электротакси", который сегодня развивает правительство Ставропольского края, где четко видны средства из федерального бюджета, вложения частного инвестора и инвестиции регионального бюджета. Ясно, что ни частный инвестор, ни региональный и федеральный бюджеты по отдельности не смогут найти нужное количество средств на реализацию дорогостоящих проектов. Электромобили по-прежнему дорогие, и затраты на их приобретение окупаются не за один год, такая же ситуация с окупаемостью зарядных станций.

Основным инвестором в эту отрасль в России еще долгое время будут электросетевые компании. Если более масштабно начнут внедряться проекты по развитию общественного электротранспорта, к 2020 году в России будет порядка 200 тысяч электромобилей, а доля электротранспорта в мире может достигнуть 10% от общего числа автомобилей. Появится единый стандарт зарядных устройств, и самое главное, за эти семь лет полностью изменится психология потребителей - электромобиль и способ его зарядки перестанут быть диковинкой, а станут привычными реалиями среды.

Частные инвесторы имеют возможность первыми занять эту нишу рынка в России, которая пока свободна - а надо отметить, что в Европе эта ниша считается очень привлекательной для инвестиций. Законы рынка никто не отменял - кто первым освоил новую нишу, тот больше всех и заработает.

Транспорт