В проекте кодекса детально прописывается специальная процедура рассмотрения подобных дел. Как задумывается, она не позволит сильному обидеть слабого. Суд поможет человеку собрать необходимые доказательства, спрятанные в чиновничьих сейфах. А граждане смогут объединяться и подавать коллективные иски в защиту своих прав.
Еще одна неожиданная новация: по некоторым спорам с государством вводится упрощенная процедура. Дело решат заочно и по письму. Официальный статус приобретают и электронные документы. По некоторым особо сложным спорам вводится обязательное судебное представительство: гражданин будет обязан пригласить юриста. Правда, в определенных случаях услуги юриста человеку может оплатить государство.
Сегодня у активных людей вошло в привычку судиться с чиновником и побеждать. А как иначе: свои права надо защищать.
Как сообщил недавно в интервью "Российской газете" председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в прошлом году суды удовлетворили более 48 процентов жалоб на неправомерные действия должностных лиц.
Также, по словам Вячеслава Лебедева, суды удовлетворили 72 процента жалоб на неправомерные действия государственных и муниципальных органов власти и органов местного самоуправления. По словам экспертов, высокий процент судебных побед объясняется тем, что граждане в подобных случаях идут в суд, лишь когда имеют веские основания. Точно так же и государственные органы чаще выигрывают, когда бросают перчатку (в виде иска) первыми. Хотя правило, "кто первый, тот и прав", конечно, работает не всегда.
Правоведы давно говорят о том, что административные споры нельзя рассматривать так же, как обычные дела. Ведь при споре человека с чиновником стороны заведомо неравны. На стороне столоначальника государственные возможности. А у простого человека есть лишь только правда, если он прав.
Напомним, что введение административного судопроизводства у нас предусмотрено Конституцией. С момента ее принятия прошло уже почти 20 лет. Все это время юристы спорили, как реализовать конституционную норму: ввести специальные суды или принять специальную процедуру? Если создавать суды, то как: в виде отдельной - третьей - судебной ветви власти наряду с судами общей юрисдикции и арбитражными судами? Или включить административные суды в систему судов общей юрисдикции?
Как бы то ни было, пока решено не выделять отдельные суды, а ввести процедуру. Для рассмотрения же подобных дел создаются специальные составы в судах. "В процедуре административного производства не гражданин, обратившийся в суд, а орган государственной власти, должностное лицо будут обязаны доказывать суду правоту принятых решений, которые ограничили права и законные интересы заявителя", - пояснил Вячеслав Лебедев.
Проект предусматривает использование электронных документов. "Лица, участвующие в административном деле... вправе получать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, копии судебных постановлений, извещений, вызовов в суд и иных документов (за исключением документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен) в виде электронных документов", - говорится в тексте. В категорию административных споров попадают и дела, например, о принудительном медицинском освидетельствовании. Или о направлении в психбольницу. Часто гражданина просят признать недееспособным самые близкие ему люди, чтобы не претендовал на квартиру, имущество, деньги. При умелых манипуляциях даже нормального человека можно записать в сумасшедшие. Поэтому новая процедура призвана защитить слабую сторону в подобных процессах. В таких делах вводится обязательное юридическое представительство.
По ряду административных дел при согласии сторон вводится упрощенное письменное производство. "Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания, - поясняют авторы проекта. - По результатам рассмотрения в таком порядке предполагается вынесение мотивированного судебного решения". Отдельная глава прописывает применение мер предварительной защиты по административному исковому заявлению. Предполагается, что суд сможет приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать чиновнику определенные действия. Такая защита вводится по заявлению истца, если существует явная опасность причинения вреда правам, свободам и законным интересам гражданина. Или - если защита законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. Сокращает проект и сроки рассмотрения административных дел по сравнению с гражданскими процессами. Закон вводит и коллективные иски граждан, когда проблема касается слишком многих. Люди смогут объединяться для защиты своих прав. Проект предполагает, что для коллективного иска должно собраться не менее 20 человек. Еще одно новшество: судебные штрафы. Их смогут накладывать в том числе на чиновников, проявивших неуважение к суду.
Как сообщили вчера информационные агентства, Госдума может рассмотреть проект в первом чтении уже в мае.
- Упрощенные процедуры спора при согласии сторон
- Специальные меры защиты на время рассмотрения дела
- Использование электронных документов
- Суд поможет гражданину собирать доказательства
- Разрешаются коллективные иски граждан
- Вводятся судебные штрафы
- По некоторым делам юридическая помощь оказывается гражданам бесплатно