28.03.2013 00:41
Экономика

Росавтотранс определил методы борьбы с пробками

Текст:  Валерий Будумян
Российская газета - Спецвыпуск: Коммерческий транспорт №66 (6042)
Проблема жизнеспособности транспортных систем, эффективности работы автомобильного и городского пассажирского транспорта остро стоит практически во всех мегаполисах мира. Наша страна не исключение. А прогрессирующая автомобилизация в крупных городах России делает эту проблему не просто острой, а жизненно острой.
Читать на сайте RG.RU

Своим видением решения проблемы поделился генеральный директор Федерального бюджетного учреждения "Агентство автомобильного транспорта" (Росавтотранс) Сергей Сухарев.

Сергей Александрович, развитие транспортной системы предполагает создание комфортных условий для передвижения пассажиров и грузов. Здесь один из важнейших нюансов - безопасность. Как она сегодня обеспечена?

Безопасность - это часть такого большого понятия, как "стандарт качества". Сегодня на транспорте вообще и на автомобильном в частности остро стоят три вопроса. Это качество подвижного состава, человеческий фактор, то есть подготовка водителей и соблюдение ими всех необходимых требований, и организация работы транспортных предприятий. Думаю, если полностью возложить ответственность за качество подвижного состава на собственника или организатора этого бизнеса, то первый и третий вопросы можно рассматривать в одной связке.

Особняком стоит вопрос создания отвечающего требованиям дня правового поля. Здесь подвижки есть, и существенные. Так, ряд нормативных документов, разработанных минтрансом, уже начал работать. В ближайшее время увидят свет и другие документы, в частности касающиеся организации безопасности дорожного движения, особенно в определении лиц, ответственных за организацию этой работы. И это крайне важно.

Что касается подготовки водителей, то это тоже очень больной вопрос. Водителей надо готовить, как все это прекрасно понимают, качественно. Но мы никогда не увидим за рулем наших автобусов настоящих профессионалов, если на рынке будут присутствовать элементы демпинга. Ни для кого не секрет, что у нас полно иностранных водителей. Где и как они обучались вождению - это тайна, покрытая мраком. Но зато совершенно очевидно, что платят им откровенно мало. И что же мы имеем? Из за демпинга на трудовом рынке уровень зарплат таков, что наш водитель работать не пойдет. Хотя он профессионал высокого класса, получивший достойную подготовку.

Как вы считаете, недавно вышедший закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" в какой-то степени поможет дисциплинировать перевозчиков?

На мой взгляд, этот закон призван повысить безопасность пассажирских перевозок хотя бы только потому, что во взаимоотношения пассажира и перевозчика теперь в любом случае вмешивается страховая компания, которая не будет безосновательно оплачивать страховой случай.

Есть пассажир, и есть перевозчик. Пассажир сегодня абсолютно бесправен. Иной перевозчик под видом якобы заказной перевозки едет, не имея ни лицензии, ни маршрутного листа, вообще ничего не имея. Так вот, если во взаимоотношения пассажира и перевозчика вмешается страховая компания, это очень хорошо. Думаю, что страховая компания, хочет она или не хочет, все равно будет вынуждена защищать интересы пассажира. И перевозчик, который работает в полусером бизнесе, халтурит, пренебрегает требованиями безопасности, будет нести большие финансовые риски перед страховой компанией. Хочу верить, что новый закон поможет повысить как качество услуг, так и безопасность при перевозке пассажиров.

Как обстоит дело с оснащением системой ГЛОНАСС грузовых и пассажирских транспортных средств?

Изменить ситуацию с систематическим несоблюдением режима труда и отдыха водителями может только система контроля, которая работает и в Европе, и во всем мире. Приборами контроля над режимом труда и отдыха водителей являются тахографы. Сейчас в Минтрансе в стадии разработки находятся проекты нормативных актов, которые будут определять систему применения и использования приборов контроля, и в ближайшее время ситуация должна измениться. Система эта многосторонняя, в ней будут принимать участие не только контролирующие органы транспортного надзора, ГИБДД, но и само предприятие сможет контролировать своего водителя. Кроме того, водитель будет защищен от недобросовестной администрации транспортного предприятия, которая заставляет его перерабатывать, - у каждого водителя будет персональная карта с цифровым чипом, аналогичная водительскому удостоверению, на которой будут прописываться все его рабочие смены, сколько по времени он находился за рулем, сколько отдыхал, интервалы отдыха и т. д. Изменить или исказить такую информацию невозможно. Таким образом, во взаимоотношениях работодателя и водителя будут соблюдаться и трудовое законодательство, и вопросы, связанные с обеспечением безопасности.

Вместе с тем сами тахографы уже выпускаются с интегрированным чипом ГЛОНАСС, то есть они позволяют не только контролировать режим труда и отдыха водителя, но и имеют систему позиционирования транспортного средства, которая актуальна на всех видах пассажирских перевозок. Опять же, внутри города, на пригородных маршрутах, если это муниципальные городские перевозки, диспетчер может отслеживать в любой момент каждое транспортное средство, а это значит, что нет возможности отклониться от графика, от расписания движения. При межрегиональных перевозках эта система позволяет в любой момент знать, где находится автобус, что является немаловажным с точки зрения безопасности, соблюдении расписания, маршрута движения.

Если в расписании движения автобуса есть остановка на автовокзале, то с помощью ГЛОНАСС можно всегда проконтролировать, заезжал ли он на автовокзал или произвел посадку-высадку в не предназначенном для этого месте. То же самое происходит при международных перевозках: контроль соблюдения времени, расписания движения и маршрута следования.

В общем, эта система однозначно делает автомобильный и городской транспорт более комфортным, повышает качество обслуживания.

Какие, на ваш взгляд, надо принять меры, чтобы повысить престиж и востребованность общественного транспорта?

Изобретать здесь нечего, большинство развитых стран уже давно прошли этот путь- общественный транспорт пользуется во всем мире большим спросом, так как он комфортен, безопасен, удобен, в отличие от частного - движется по выделенным полосам и не стоит в пробках, имеет специально отведенные места для стоянок, остановок для посадки-высадки пассажиров. Если в России общественный транспорт будет удобным и комфортным, многие станут им пользоваться, что позволит сократить количество пробок.

Недавно вы приняли участие в 10-й конференции "Преобразуя транспорт" в Вашингтоне. Что там было полезного для нашего транспорта?

В основном там обсуждали создание городских интеллектуальных транспортных систем. Этот вопрос крайне актуален для сегодняшней России, а участие в конференции - хорошая возможность поиска оптимальных решений. Российская делегация приняла участие в сессии "Финансирование в национальный транспорт", где приводились примеры программ финансирования национального транспорта, а также в заседании "круглого стола" с участием разработчиков этих программ. Ясно одно: пока не будут найдены средства, ни один вопрос с места не сдвинется. Причем каждой стране необходимо изыскивать свои способы финансирования исходя из особенностей национального законодательства. Об этом, в частности, шла речь на встрече заместителя министра транспорта Николая Асаула с вице-президентом Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Филиппом Ле Уэру.

Кроме того, обсуждалась реализация совместного проекта по развитию городских транспортных систем. Он будет вестись в нескольких российских городах. Объем финансирования программы со стороны Всемирного банка - 119 млн долларов. Предполагается аналогичное участие и российской стороны. Кстати, Филипп Ле Уэру отметил, что проекты на основе государственно-частного партнерства, которые Россия реализует совместно с Всемирным банком, признаны одними из самых успешных в мире. В частности, речь шла о строительстве Западного скоростного диаметра и развитии аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге.

Досье

Сергей Александрович Сухарев родился 28 июня 1973 года в г.Москва.

Начал свою карьеру в 1990 году в Московском областном учебно-курсовом комбинате автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, пройдя путь от оператора ПЭВМ до генерального директора.

17 ноября 2011г. на основании Приказа Минтранса РФ от 17.11.2011 N 1385/к назначен на должность генерального директора ФБУ "Агентство автомобильного транспорта".

Награжден медалью 850-летия Москвы Правительства Москвы, юбилейным нагрудным знаком "200 лет транспортному образованию России" Министерства транспорта России.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, президент РФ:

- Развитию автомобильного транспорта, обеспечению его надежной и бесперебойной работы, совершенствованию инфраструктуры комплекса по праву уделяется приоритетное внимание государства. Автотранспорт обеспечивает значительный объем грузовых перевозок, а его услугами ежедневно пользуются миллионы граждан России.

ЦИФРА

40 процентов автобусного парка страны находится за пределами нормативного срока службы.

КСТАТИ

Проблема износа парка пассажирского транспорта достигла критического значения. Около 30% эксплуатируемых автобусов должны быть срочно списаны из-за невозможности обеспечить безопасность перевозки пассажиров и высокого уровня токсичности выбросов в атмосферу. Более 75% трамвайного и 67% троллейбусного парков эксплуатируются свыше 10 лет.

В ТЕМУ

В большинстве городов России дефицит автобусов большой вместимости, троллейбусов, трамваев восполняется микроавтобусами, в то же время именно они являются наименее комфортными для пассажиров и отвечают только минимальным экологическим стандартам.

Валерий Будумян, корреспондент газеты "Транспорт России"

Транспорт