Сегодня жители области говорят: программа уже начала работать. Появились новые меры социальной поддержки. Приняты решения о ежегодном строительстве не менее 85 детских садов, крупных объектов здравоохранения, спортивных центров. Созданы инвестиционная карта Подмосковья и клуб инвесторов, куда приглашаются все желающие вкладывать деньги в развитие области. Об этом и многом другом исполняющий обязанности губернатора рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете".
Немного налога
Андрей Юрьевич, консолидированный бюджет Московской области сегодня составляет чуть больше 430 миллиардов рублей. От задачи, поставленной вашим предшественником Сергеем Шойгу, - за пять лет довести бюджет до триллиона - вы не отказываетесь. До этой суммы еще работать и работать. А вы вдруг взяли и снизили инвесторам налог на прибыль, а от налога на имущество освободили и вовсе. Чем же собираетесь наполнять доходную часть бюджета?
Андрей Воробьев: Беда Подмосковья состоит в том, что налоги здесь вообще собираются плохо. Ни за землю, ни за имущество, ни за рекламу, ни за карьеры, ни за свалки область не получает их в положенном объеме. К примеру, в прошлом году мы собрали земельного налога 13,3 миллиарда рублей, и это со всей области! Почти половина сельхозугодий - порядка 500 тысяч гектаров - не используется по назначению. Их собственники платят налог в размере 0,3% от кадастровой стоимости, и никого не волнует, работают они на этой земле в поте лица, выращивая хлеб, или держат ее пустой в качестве запасной недвижимости. Правительство Московской области выступило с инициативой увеличить налог на неиспользуемые сельхозземли до 1,5%. Президент страны идею поддержал, надеемся, что и депутаты Госдумы поддержат. По нашим расчетам, увеличение налога добавит в бюджет порядка 6 миллиардов рублей. Значительные для области деньги. Еще столько же можно получить, если взять на учет все не включенные в налогообложение земельные участки и строения - их у нас более 250 тысяч. На этом фоне все потери от льгот для инвесторов кажутся незначительными. К каждой копеечке нужно относиться бережно, рационально - тогда у нас будет и другой бюджет, и другие возможности.
А что, как вы думаете, раньше мешало так относиться?
Андрей Воробьев: Система учета была не отлажена. Когда кадастровую оценку подмосковных земель в последний раз делали? По некоторым категориям еще в 2004-2005 годах. В этом году мы хотим провести сплошную кадастровую оценку земли, в бюджете на это заложено порядка 150 миллионов рублей.
Основной источник доходной части областного бюджета - налог на доходы физических лиц. Поддержите ли вы давнюю идею о том, что платить НДФЛ надо по месту жительства, а не по месту работы? 67% жителей Химок, например, работают в Москве. То есть практически две трети населения платят налоги соседям, при этом активно пользуясь всей городской инфраструктурой.
Андрей Воробьев: Налоговое администрирование сегодня не будет изменено, это очевидно. Мы пойдем другим путем. Будем создавать свои рабочие места с достойной зарплатой.
В область пустят не всех
Тогда вернемся к инвесторам. Недавно на встрече с представителями бизнес-сообщества вы предложили им к освоению 65 готовых участков. Но ведь проблем с землей в Подмосковье никогда не было. Проблема в том, что свет, газ и воду подводить к участку инвесторы должны самостоятельно. А это в Подмосковье и долго, и дорого. Область готова взять на себя эти траты?
Андрей Воробьев: Есть закон, который четко говорит, куда область может тратить деньги, а куда нет. К частному предприятию подводить воду за бюджетный счет? Нет. Но мы готовы предоставлять льготы, оказывать содействие в подключении к коммуникациям. Если с инвестора кто-то что-то попытается "состричь", кроме законных расходов, мы придем на помощь. Чтобы оперативно реагировать на каждый сигнал, я создал электронный почтовый ящик AndreyVorobiev@mosreg.ru, буду откликаться на каждое сообщение. На такую же открытую работу нацелена вся команда. Любой инвестор в Подмосковье имеет возможность достучаться до власти.
В Москве, к примеру, существует порядок: мелкие предприятия подключаются к электросетям за 15 дней, крупные - не более, чем за 105. Разрешения на строительство инвесторы тоже получают строго в оговоренный срок. У вас будут такие же четкие и прозрачные правила?
Андрей Воробьев: Да, мы сейчас над этим работаем и планируем внедрить подобную систему до конца года. Это задача стратегическая, без нее в области не будет ни строительства, ни развития предприятий. Наша цель - избавиться от спекуляции "на земле", чтобы территориальные сбытовые компании не выставляли людям запредельные цены, а подключение проходило в срок и без переплат. Сейчас, к сожалению, спекуляция есть.
Московская область открыта для любых производств?
Андрей Воробьев: Не рассматриваем только "грязные", экологически неблагополучные. Таких производств в Подмосковье не будет. Всем остальным - добро пожаловать. Вот буквально на днях я был в Оболенске - там огромный спрос на радиоэлектронику, фармацевтику, биотехнологии. И, кстати, 370 гектаров свободной земли.
Муниципальной или частной?
Андрей Воробьев: И той, и другой. Вы считаете, что частные земли труднее освоить? Отнюдь, ведь сами по себе они не являются для владельца активом. Это, скорее, обременение - если земля не работает, хозяева только несут расходы, платя налоги. Мы встречаемся с собственниками, объясняем им, что земля должна работать и, мне кажется, между нами есть понимание.
Строили, строили и достроились
Сейчас в Подмосковье много говорят о принятом вами беспрецедентном решении. Вы приостановили выдачу новых разрешений на жилищное строительство. А ведь область 8 лет лидировала в стране по количеству ежегодно сдаваемого жилья. Не боитесь утратить позиции?
Андрей Воробев: Область строит по 7 миллионов квадратных метров жилья в год. И что? Стало оно доступней, комфортней? Я приезжаю в Балашиху, Королёв, Одинцово, которые застроены так, что между домами ни одного зелёного пятна не видно... Люди выходят из этих каменных мешков и хватают меня за грудки: где наши детсады, поликлиники, парки? Очень уважаю и ценю труд строителей, но факт остается фактом: претензии новоселов зачастую оправданы. Потому что дома есть, а инфраструктуры нет.
Да, в области введен мораторий на выдачу строительных разрешений. И это было не моим единоличным решением. Мы провели заседание высшего совета при губернаторе, на который пригласили глав муниципальных образований, депутатов. Присутствовали 1300 человек. Все в один голос сказали: нам не нужно столько жилья. Поэтому мы создали Градостроительный совет, который теперь будет рассматривать все проекты строительства. И ни один из них, я подчеркиваю, не получит разрешения без гарантии того, что у застройщика есть деньги на социальную инфраструктуру и появляться она будет одновременно с жильем. Пусть мы будем строить меньше. Но однозначно - лучше.
Одна из самых больших проблем Подмосковья - дороги. Точнее, их отсутствие в достаточном количестве, особенно в близлежащих к столице городах, где самая высокая плотность транспортного потока. Будете строить?
Андрей Воробьев: Когда я начал активно ездить по области, меня знаете, что поразило? Не в каждом городе даже тротуары имеются! Вот в Сергиевом Посаде есть Троице-Сергиева лавра - древнейший памятник истории и культуры, единственный в Подмосковье, который внесен в федеральный реестр туристических объектов. Но при этом у лавры нет тротуара. Приезжают туристы со всего мира - и идут по проезжей части, чтобы осмотреть памятник снаружи. Жители Павшинской поймы в Красногорске всю зиму по льду канала имени Москвы ходят. Микрорайон огромный построили, а элементарного моста, чтобы добраться до остановок общественного транспорта, торговых центров, что находятся по ту сторону канала, нет. В мае мы заложим там современный мост с лифтами, удобными для жителей всех возрастов.
Что касается дорог, то в следующем году начнется строительство ЦКАД. Это более 500 километров новых трасс, 320 миллиардов рублей инвестиций. Приступаем к проектированию 5 хордовых магистралей, общей протяженностью 140 километров. У нас дорожный фонд в этом году составляет 29 миллиардов рублей - никогда еще такого в области не было.
Раз есть деньги, может быть, вы подхватите на своей территории пять вылетных магистралей, которые в этом году заканчивает строить у себя Москва?
Андрей Воробьев: Мы не можем подхватить, у нас своя зона ответственности и компетенции. МКАД принадлежит Москве, магистрали, примыкающие к кольцевой дороге, - Федерации. Но можем помочь и помогаем с землеотводами и развитием прилегающих к дорогам территорий. Все, что от нас в этом плане зависит, мы делаем.
Не деля на своих и чужих
Президент Сбербанка России Герман Греф недавно очень хорошо сказал: развития страны не будет без развития московского региона. А московский регион не будет развиваться без развития отношений Москвы и Подмосковья. Какие они сейчас?
Андрей Воробьев: Дружеские, конструктивные. Если вы помните, я, придя в область, сразу сказал: никаких разногласий у нас с Москвой не будет. Раз в два месяца собирается объединенная коллегия органов государственной власти. Нет такого вопроса, по которому мы с соседями не смогли бы найти общий язык.
Это заметно. В этом году впервые Москва и область установили у себя одинаковые социальные выплаты ветеранам ко Дню Победы - от трех до пяти тысяч рублей. Учитывая разницу в бюджетах обоих субъектов, можно предположить, что это была не ваша инициатива?
Андрей Воробьев: Собянин заставил. (Смеется.) Мы понимаем, что у нас разные возможности, что у Москвы огромный бюджет. Но не делить же ветеранов в День Победы на столичных и областных. Вот потому нам и нужен триллионный бюджет, что это поможет изменить качество жизни в регионе. Я сейчас наберусь смелости и скажу: многие мечтают жить в Подмосковье. И вы со мной согласитесь. Потому что любой человек хочет жить там, где воздух чище, простора больше и лес с рекой рядом. А потом вы мне возразите: да, многие мечтают, но только к воздуху, простору и лесу с речкой надо добавить высокооплачиваемые рабочие места, доступные школы и детсады, хорошую социальную поддержку для стариков. Без роста бюджета ничего этого не сделаешь.
Но есть по крайней мере один пример соцподдержки, которого, кроме как в Подмосковье, больше нигде нет. Вы в этом году повысили выплаты приемным родителям, взявшим на воспитание детей-инвалидов. До 25 тысяч рублей на каждого родителя. Решение далось легко?
Андрей Воробьев: Ситуация у нас неплохая. Из 24 402 сирот в семьях живут 20 016. Остальные 4386 детей находятся в детских домах, интернатах и других учреждениях. Семьи с детьми-сиротами мы и дальше будем поддерживать, недавно вот увеличили размер ежемесячных выплат, а для тех семей, в которых живут дети с ограничениями по здоровью, построим коттеджный поселок со всей необходимой инфраструктурой. Там будет спецшкола, медицинский и реабилитационный центры. Уже подобрали место в селе Райсемёновское Серпуховского района. И нашли мецената, который готов дать на это благое дело 600 миллионов рублей.
Вы сейчас много ездите по области, каждый понедельник у вас выездной. С какими вопросами чаще всего обращаются к вам люди?
Андрей Воробьев: По медицине очень много вопросов. У нас плохая статистика по сердечно-сосудистым заболеваниям - в полтора раза выше, чем в соседних субъектах. А здесь, вы знаете, все зависит от оперативности - чем быстрее оказана помощь, тем меньше тяжелых последствий. Поэтому хотим создать сосудистые центры по основным транспортным направлениям. Всего их будет 26. Построим три перинатальных центра в Коломне, Щёлковском и Наро-Фоминском районах. Я тут статистику посмотрел и был неприятно удивлён: ежегодно около 9 тысяч жительниц Подмосковья уезжают рожать в соседние субъекты - там условия лучше.
С ипотекой для молодых специалистов - врачей и учителей - сложный вопрос. Мы в этом году на приобретение жилья для них увеличили расходы бюджета до 200 миллионов рублей. Сейчас думаем над тем, как сделать прозрачную для всех систему, чтобы каждый район Подмосковья смог гарантировать квоту, скажем, на 5 квартир в год. Думаю, к концу года вопрос решим.
Губернатор культуры
Андрей Юрьевич, для начинающего руководителя регионом вы, на удивление, много внимания уделяете вопросам культуры. Предложили, например, бизнесменам взять на содержание подмосковные усадьбы...
Андрей Воробьев: Когда мне показали дорожную карту 300 наших усадеб, я еще раз неприятно удивился. Никакие это уже не усадьбы. Развалины и еще раз развалины. За бюджетные деньги их нам никогда не восстановить. Но мы же можем попробовать повторить то, что делается во всем мире? У любой усадьбы есть владелец, который получает ее в аренду за символическую сумму, восстанавливает, делает там какую-нибудь картинную галерею, хоспис или дом ветеранов. Да хоть театр. А усадьбе присваивается его имя, которым будут гордиться потомки. Почему это не может работать у нас?
Потому что почти у каждой подмосковной усадьбы уже есть имя, которым гордятся потомки.
Андрей Воробьев: Я и не предлагаю, условно говоря, переименовать усадьбу Юсуповых в дом Абрамовича. Но если человек восстановил исторический памятник, который без его помощи просто канул бы в небытие, разве нельзя присвоить усадьбе второе имя? Хотя это смелое предложение, я понимаю.
А отдавать в аренду будете так же, как в Европе, - за один евро?
Андрей Воробьев: Конечно. Только за один рубль.
Вы назначили директором областного театра Сергея Безрукова. Как вам это удалось?
Андрей Воробьев: Я очень благодарен ему за согласие. Познакомились мы с Сергеем еще до моего прихода в Подмосковье. Почему пригласил его? Скажу откровенно: нам нужен не просто театр в Кузьминках. Нам нужно, чтобы театр в Кузьминках звучал, был известен на всю страну. Мне вообще хочется, чтобы о Подмосковье говорили с гордостью. Здесь живет много уникальных людей. Художников, скульпторов, ремесленников. Сейчас думаем о том, чтобы предоставить им постоянную площадку для выставки и продажи работ. Согласитесь, когда у вас покупают изделие, сделанное вашими руками, это своего рода признание.
И надежное плечо рядом
Очень часто можно услышать, что Московская область представляет собой несколько княжеств во главе с руководителями, которые "княжат" по нескольку десятков лет. Вы не собираетесь проводить ротацию глав?
Андрей Воробьев: Я и не должен ее проводить. За глав голосуют люди. Я уже несколько раз повторял, что нет Подмосковья Воробьёва или, скажем, Красногорска Рассказова, Одинцово Гладышева, Наро-Фоминска Баранова... Есть единая территория, которой управляют получившие доверие населения люди. Работа у главы сложная. И сейчас я опираюсь именно на проработавших не один срок опытных старожилов, потому что они умеют управлять. Не боятся идти к людям. Парадоксально, но более молодые главы не всегда комфортно чувствуют себя среди жителей.
Другое дело, когда глава теряет доверие населения и ситуация в муниципалитете становится неуправляемой. Тогда те, кто потерял доверие, должны заниматься другим ремеслом. Так получилось в Жуковском, Балашихе и Королёве. В первом случае сложил с себя полномочия глава города, во втором главный архитектор, в третьем - замглавы по строительству. Но подобные меры должны предприниматься аккуратно, вдумчиво. Да, мы слышим мнение активных граждан и общественных организаций. Только не надо думать, что если сегодня 500 человек написали петицию против главы, то завтра он будет признан утратившим доверие. В кадровых вопросах не бывает линейности, любое решение должно быть проверенным и справедливым. Мы регулярно будем проводить в Подмосковье социологические исследования, которые покажут истинное отношение людей к тем, кто ими управляет. И главы об этом знают.
8 сентября в Московской области состоятся выборы губернатора - первые за 10 лет. Вы уже приняли для себя решение баллотироваться?
Андрей Воробьев: Да. Я пришел в область не для того, чтобы посверкать здесь 9 месяцев, а потом скрыться в неизвестном направлении.
Почему в неизвестном? Ходят слухи, что вас заберут в минрегион. Прокомментируете?
Андрей Воробьев: Я не комментирую слухов. И не оглядываюсь на 8 сентября, услышьте меня. Мы с моей командой работаем и верим в то, что делаем. Мне иногда говорят: вот, после выборов ты сможешь сделать больше. Уволишь того, поменяешь этого... Честно скажу: я не делю жизнь на до и после выборов. Я пришел работать.