Рак простаты - среди лидеров онкологических заболеваний у мужчин: примерно 14 тысяч в год представителей российского сильного пола начинает мучить этот злой недуг. До середины восьмидесятых годов прошлого столетия болезнь практически была неизлечима. Потом начали появляться различные методы радикального лечения: удаление пораженного органа и лучевая терапия. С тех пор эти методы претерпели серьезные изменения. Претерпевают и по сей день. Об этом мы и говорили с Андреем Владимировичем.
Мы присутствовали при двух операциях, когда в пораженную раком предстательную железу были введены специальные капсулы, внутри которых радиоактивный йод-125. Капсул при первой операции было 70, при второй - 83. Эти капсулы останутся в железе у пациентов на всю оставшуюся жизнь. В течение первых двух лет они будут излучать рассчитанные заранее по специальной компьютерной программе лечебные дозы радиации. И потому мой первый к вам вопрос: не опасно ли это для жизни самого пациента, для его окружающих - такой "внутренний" источник излучения? Не слишком ли дорога цена избавления от рака?
Андрей Зайцев: Нормальная цена. Учитывая 25-летний опыт применения этого метода в разных странах мира, и десятилетний опыт в России, можно говорить о его высокой эффективности и безопасности для пациента и окружающих. Хотя некоторые правила приходится соблюдать.
Какие?
Андрей Зайцев: Не рекомендуется, чтобы человек, перенесший такую операцию, в течение полугода держал на коленях ребенка, находился на расстояние менее одного метра от беременной женщины.
А соседние органы самого пациента не облучаются?
Андрей Зайцев: К сожалению, соседние органы получают незначительную дозу облучения. Однако процент осложнений, угрожающих жизни, не выявлен. Да и сами осложнения составляют от одного до 20 процентов.
В чем главное преимущество этого вида лечения?
Андрей Зайцев: Операция проходит под контролем ультразвукового сканирования или компьютерной томографии. Это позволяет предельно точно провести имплантацию капсул, согласно предварительно составленному плану. К тому же операция идет без разрезов. Источники устанавливаются с помощью специальных игл. То есть вмешательство минимально травматично, а потому показано пациентам, у которых помимо рака есть тяжелые сопутствующие болезни. Как правило, на другой день после операции пациент уходит домой.
Интимный вопрос: мужчина, у которого в предстательной железе источник радиоактивного излучения, остается мужчиной?
Андрей Зайцев: Мужчина, у которого половая функция была сохранена до операции, сохраняется и после ее проведения. Однако примерно у сорока процентов больных наблюдается ее постепенное ослабление в течение ближайших двух-трех лет.
Не самый оптимистичный прогноз.
Андрей Зайцев: Согласен. Но должен заметить, что после избавления от самого рака, от его рецидивов, становится возможным медикаментозное лечение, восстанавливающее половую функцию.
В среду пациентам впервые в России были имплантированы отечественные радиоактивные микроисточники...
Андрей Зайцев: Да. До сих пор капсулы, которые имплантировались в пораженную раком предстательную железу, были исключительно зарубежного происхождения. Средняя стоимость одной капсулы примерно сто евро. А для каждой железы их требуется от 50 до 100. Потому так важно было появление в России собственного производства этих микроисточников. Сработала для медицины программа нанотехнологий. В подмосковной Дубне началось производство необходимых нам капсул. Более того, планируется запуск завода по их серийному производству. Поэтому только пока мы первые. Не секрет, что высокая стоимость капсул была серьезным тормозом оказания такого вида помощи. Надеемся, что в ближайшее время наши возможности ее оказания больным, страдающим раком простаты, значительно расширятся и такая помощь станет доступна всем, кто в ней нуждается.