Рассматривая НКО как "третий сектор" российского общества, авторы доклада ставят своей целью исследовать модели их развития в России, а также определить необходимые ресурсы для этого процесса. Внимание фонда к этому сектору вполне понятно: вычеркнув политические партии или дачные ассоциации из списка НКО, размещенного на сайте минюста, авторы исследования приходят к выводу, что собственно к "третьему сектору" можно отнести 192 956 организаций. Там работают более 828 тыс. человек, однако эта цифра кажется большой лишь до тех пор, пока не начнешь сравнивать с соседями. Доля НКО в ВВП России - 0,9%, а средний показатель в развитых странах - 6,5%.
"Доля социально ориентированных НКО от общего числа НКО в развитых странах составляет 60-70%, в то время как в России всего 13,5%", - напоминают авторы доклада. Они констатируют, что сейчас в нашей стране "заметно преобладают организации, которые стремятся взять на себя функции общественного контроля и экспертизы". Если бы в России появилась единая государственная концепция формирования и поддержки "третьего сектора", уверены эксперта фонда, то возможность делегирования НКО части функций по оказанию социальных услуг населению стала бы реальной.
Тем не менее поддержка НКО государством растет с каждым годом, так, в 2013 году этот сектор планируется профинансировать из бюджета через систему грантов на сумму в 8,285 млрд рублей. Если средний размер гранта в 2006 году составлял 474,4 тыс. рублей, то в 2011-2012-м - 1,7 млн рублей. "Закрепилась тенденция к увеличению среднего размера гранта, что, по мнению экспертов, способствует более качественной и глубокой проработке реализуемых проектов", - считают авторы доклада.
Но в фонде считают, что этого недостаточно: нужны налоговые льготы для тех, кто оказывает социальные услуги, единая информационная площадка, поддержка религиозных организаций, которые занимаются образовательными программами и помогают социально незащищенным слоям населения, а также еще целая система мер поддержки. Авторы доклада предлагают "создать пул некоммерческих организаций-операторов (Автономная некоммерческая организация (АНО) - как наиболее оптимальная организационно-правовая форма), ответственных за распределение грантов по направлениям". Эти же АНО-операторы, полагают в фонде, могли бы помочь с формированием легитимных экспертных советов, выступать в качестве "партнеров федеральных органов исполнительной власти". То есть, приводят авторы пример, минобрнауки могло бы передать (вместе с частичным финансированием) "различные формы школьного образования и детского отдыха", минкомсвязь - "саморегулирование Интернета", МВД - "работу с потерпевшими и профилактику преступности". "Все вопросы, связанные с определением стратегических приоритетов поддержки организаций "третьего сектора", а также с подготовкой, согласованием и принятием решений по их финансированию, курируются президентом РФ", - предлагают эксперты фонда.