29.03.2013 00:07
Культура

В прокат выходит гипнотический фильм Дэнни Бойла "Транс"

Текст:  Оксана Нараленкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (6044)
"Транс" - редкий фильм, в котором жанровая полифония создает гипнотический эффект.
Читать на сайте RG.RU

Фильм "Транс", режиссер - Дэнни Бойл, в прокате с 4 апреля

Дэнни Бойл (обладатель "Оскара" за фильм "Миллионер из трущоб") - известный любитель сюрпризов и экспериментов.

"Транс" начинается как авантюрная драма. Главный герой Саймон (Джеймс МакЭвой) придумывает гангстерский план похищения с аукционных торгов картины Гойи "Ведьмы в воздухе". В одиночку налет не совершить и в качестве грубой силы Саймон привлекает лондонского бандита Фрэнка в исполнении Венсана Касселя. Во время ограбления Саймон получает удар по голове и теряет память.

Завязка фильма - это работа мускулов и кулаков, но дальше начинается главная интрига: нужно узнать, куда Саймон спрятал полотно Гойи, и с этого момента Дэнни Бойл погружает зрителя в транс психологического триллера, похожего по стилю на то, что делал Кристофер Ноллан в фильме "Помни".

В игру вступает гипнотизер Элизабет (Розарио Доусон), Саймон отправляется в путешествие по кругам своего подсознания, чтобы вспомнить, где картина Гойи, а режиссер мастерски выводит в центр повествования каждого из героев поочередно.

Каждый из троицы Саймон - Элизабет - Фрэнк - вне системы, вне закона, вне родственных и дружеских связей. Бойл показывает трех социопатов, сводящих счеты и принимающих только полную капитуляцию соперника. Режиссер усаживает зрителя на своеобразную карусель: всё, что говорят и делают герои, оказывается полуправдой и попыткой манипуляции. Каждый из трех главных героев предстает то жертвой, то охотником. До финальных титров кажется, что задачку, кто в кого влюблен, кто с кем и когда познакомился, о чем договорился и на каких условиях, и где, наконец, спрятана картина Гойи, решить невозможно. Но пытаться докопаться до истины интересно.

Эффект психологического погружения в мир героев достигается не только через сценарий и режиссуру, но и при помощи визуального и звукового мира картины. Камера открывает зрителю калейдоскоп: мельком ухваченные лица и тела сменяются графично выстроенными мизансценами, полутона - ярким светом. Ровный голос гипнотизера - ритмом ударных в саундтреке Рика Смита из группы "Underworld", напоминающим стук тяжело бьющегося сердца. Так и реальность замещается обрывочными воспоминаниями, всплывшими в голове Саймона, введенного в гипнотический транс.

Для Дэнни Бойла, у которого в фильмах обычно нет ни одной случайной детали, выбор картины Гойи "Ведьмы в воздухе" на роль ключевой загадки сюжета - шаг осознанный и подготовленный. На полотне - человек, которого держат три ведьмы в странных колпаках, а под ним - осел, символизирующий безумие и глупость, мужчина, покрытый плащом и бредущий в никуда, и еще один падший, закрывающий уши руками. Все эти персонажи Гойи отражают состояние героев в "Трансе", терзаемых своими демонами. К тому же картина Гойи открывает и характер каждого из героев фильма Дэнни Бойла: для Саймона она - бесценный шедевр, ведь с работ Гойи начинается современное искусство, для Фрэнка - огромные деньги, а для Элизабет - символ личной свободы.

Мировое кино