Сегодня область опирается на опыт предыдущих лет, помогая металлургам. Но ставка при этом делается на новые направления и малый бизнес. Корректировать приоритеты вынуждает конъюнктура мировых рынков.
Михаил Юревич: Экономика области должна быть мобильной, гибкой, иметь "подушки безопасности" в реальном мире.
В 2012 году индекс производства на Южном Урале составил 101,9 % к уровню 2011 года, что примерно на один процент ниже общероссийского показателя. Отставание обусловлено тем, что регион, успешно вписывавшийся в структуру советской экономики, даже к исходу первого десятилетия нового века не сумел изжить сверхспециализацию. К тому же в 2009-2012 годах многие крупные компании металлургического комплекса были вынуждены вкладывать средства в завершение начатых еще до кризиса инвестпроектов, в совокупности оцениваемых примерно в 100 млрд рублей.
Снижение прибыли повлекло перерасчет налогов, выплаченных металлургами в бюджет "авансом". В 2012 году Челябинская область вернула им пять миллиардов рублей. Еще 2,4 млрд предъявлено к возврату в 2013 году. Эти факторы подтвердили правильность начатого смещения акцентов в стратегии развития региона.
Сегодня, по оценке руководителя регионального отделения Финансовой группы "БКС Премьер" Ильи Рощупкина, уже можно с определенностью говорить о диверсификации южноуральской экономики. Заметен рост покупательской способности населения, четко выделяется потенциал строительной отрасли. Расширяется золотодобыча, идет освоение нерудных месторождений: соответствующие вложения компании "Южуралзолото" достигают почти 15 млрд рублей.
На фоне проблем черной металлургии оправдывает себя поддержка, оказываемая проектам в цветной отрасли. Только инвестпрограмма "Русской медной компании" по строительству Михеевского и Томинского горно-обогатительных комбинатов превышает 60 млрд рублей.
Особо стоит остановиться на достижениях пищепрома. В прошлом году Челябинская область вышла на третье место в РФ по производству мяса птицы, продолжается строительство сразу нескольких птицефабрик и животноводческих комплексов. При таких темпах регион уже через два года имеет шанс стать одним из крупнейших в стране поставщиков мяса всех видов.
Все большее влияние на экономику оказывает и малый бизнес. К сегодняшнему дню его доля достигла 25% от общего количества хозяйствующих субъектов. По сравнению с 2011 годом объем инвестиций в основной капитал в этом секторе увеличился в 2,5 раза - по этому показателю Челябинская область опередила всех соседей по УрФО.
"Фишкой" Южного Урала стала конвертация интеллектуального потенциала: талантливые люди устремились на малые и средние предприятия, специализирующиеся на высоких технологиях. Ноу-хау сегодня довольно много, и они востребованы на зарубежных рынках. Темпы роста среднесписочной численности занятых в малом инновационном бизнесе составили 45,8%, что немногим ниже, чем у лидера - Свердловской области.
В конечном счете, экономическое благополучие - лишь инструмент для обеспечения качества жизни населения и социальной стабильности. Оценивая ситуацию в регионе и эффективность деятельности властей, федеральный центр исходит прежде всего из этих критериев.
"В прошлом году бюджет на три четверти был сформирован за счет собственных налоговых и неналоговых поступлений, что позволило в полном объеме и без просроченной кредиторской задолженности исполнить все принятые обязательства. Расходы казны составили 97,6 млрд рублей, а доходы - 98,5 млрд с 9-процентным приростом к 2011 году. Структура доходов свидетельствует о том, что регион постепенно уходит от моноотраслевой зависимости", - резюмирует глава южноуральского минфина Андрей Пшеницын.
К 2013 году средняя зарплата жителей Челябинской области, в том числе работников бюджетных учреждений здравоохранения и образования, достигла 22,5 тыс. рублей. "Также как некоторый интегральный показатель, характеризующий качество жизни и уровень социально-экономического роста в регионе, можно отметить увеличение рождаемости на 6,1% и снижение смертности на 0,1%. На Южном Урале впервые за двадцать лет зафиксирован естественный прирост населения. Это очень позитивная тенденция, которую желательно сохранить", - добавляет известный уральский политолог Сергей Зырянов.
Уже сейчас регион лидирует в УрФО по уровню охвата детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием. Этот показатель равен 96%. Что касается школ, то в текущем году 250 из них получат современное спортивное и медицинское оборудование. В 30 запланирован капитальный ремонт. На закупку школьных автобусов областной бюджет выделит более миллиарда рублей.
Однако нельзя гарантировать, что имеющихся средств будет достаточно для исполнения новых расходных обязательств. Широкий круг южноуральских бюджетников еще только ожидает повышения зарплат. В первую очередь это касается сферы профобразования, культуры и соцслужб. Так, ежемесячный доход восьми категорий сотрудников соцзащиты вырастет на 50-100%. Зарплата врачей должна превысить среднюю по региону на 129%, младшего медперсонала - на 50%, среднего - на 73. В профильных министерствах разработаны "дорожные карты", в соответствии с которыми и будут увеличиваться фонды оплаты труда.
Предельный срок работы по выравниванию доходов бюджетников руководство страны обозначило четко - это 2018 год. "Тянуть не нужно. У нас не останется времени отрегулировать механизм, - предупредил министров социального блока Михаил Юревич. - Считаю, что эту работу наш регион должен вести с опережением, но исходя из возможностей. Схемы поэтапного повышения зарплаты необходимо отработать по всем отраслям, а каждую сэкономленную копейку направить на повышение фонда оплаты труда бюджетников. Тот уровень развития экономики, на который мы рассчитываем к 2018 году, позволит нам это сделать".
Кстати
По итогам 2012 года Челябинская область вошла в пятерку ведущих российских регионов по уровню конкурентоспособности. В рейтинге "ОПОРЫ России" область находится на втором месте по созданию условий для развития предпринимательства. В настоящий момент в регионе реформируется Агентство регионального развития, в результате чего появится новая некоммерческая структура - Агентство инвестиционного развития, которое будет сопровождать инвестпроекты в сотрудничестве с органами исполнительной власти.