Глава правительства провел с экспертами обсуждение болезненного для России вопроса - безопасности дорожного движения. Если с 2006 года фиксировалось стабильное сокращение числа аварий примерно на 7 процентов в год, то в прошлом году показатель снова начал расти. "У нас около 30 тысяч человеческих жизней в год уносят "дорожные войны", - напомнил Медведев. - Это очень тяжелая статистика".
- Причин здесь много. Это и качество дорог, и уровень организации дорожного движения, - отметил премьер-министр. - По всем этим направлениям мы работаем, но, наверное, не так быстро здесь ситуация меняется, как бы мы все того хотели.
В ближайшее время кабинет министров должен рассмотреть соответствующую федеральную целевую программу до 2020 года, в связи с чем глава правительства захотел послушать, что необходимо сделать в рамках этой программы.
Мнения, как всегда, разделились. Одна сторона настаивала на том, что причина всех бед на дорогах кроется в несоблюдении водителями правил дорожного движения. Экс-глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров привел немало данных в пользу этого довода и предложил вернуться к практике, существовавшей в стране с 1993 по 1997 год и работающей во многих странах мира.
- Было бы целесообразно вернуться к лишению права на управление транспортным средством за грубое систематическое нарушение правил дорожного движения, ведь именно такое поведение водителя и является общественно опасным, - заявил Федоров.
Поднималась и такая проблема, как, если говорить простым водительским языком, хамское поведение отдельных участников дорожного движения, которое чаще всего выражается в опасном маневрировании. Злостных нарушителей скоростного режима тоже относили к опасным водителям. Законодателям было предложено разграничить понятия "опасное вождение" и "неосторожное вождение".
Дмитрий Медведев усомнился в том, что это возможно, но против того, чтобы попробовать, возражать не стал. "Потому что очевидно, что тот человек, который сознательно идет на злостное нарушение скоростного режима, он не имеет умысла на совершение тяжких телесных повреждений или тем более убийства, но у него есть умысел на грубое нарушение правил дорожного движения", - считает глава правительства. Он также дал зеленый свет на разработку поправок в Закон "О безопасности дорожного движения" и введение новых составов дорожных правонарушений в административный и Уголовный кодекс.
С другой стороны, Дмитрию Медведеву пытались донести мнение простого автомобильного сообщества. Водители не спорят, что культура вождения оставляет желать лучшего, но готовы спорить с тем, кто еще доставляет больше проблем. По мнению автомобилистов, это привилегированные водители: работники силовых ведомств, депутаты и их помощники, бизнес-элита. "75 процентов автомобилистов считают, что неформальные привилегии являются причиной высокой смертности на дорогах, что на самом деле по статистике не является фактом. Те же самые сотрудники ГИБДД тоже это не подтверждают", - уточнил первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов.
Зато сотрудники ГИБДД в ходе опроса подтвердили другое. "Они говорят о том, что существуют серии номерных знаков, которые свидетельствуют о бессмысленности остановки транспортного средства: санкции в любом случае не будут применены, а инспекторов ГИБДД ожидают серьезные неприятности", - рассказал Абрамов. В Москве таких нарушителей, по оценкам инспекторов, от 20 до 40 процентов. В регионах меньше, но там доходит до абсурда. "Личный парикмахер губернатора! И они знают, что если он сейчас позвонит в администрацию, то действительно у сотрудника могут возникнуть определенные проблемы, и лучше его отпустить", - подчеркнул замглавы ВЦИОМ.
На стороне автолюбителей выступил глава МВД Владимир Колокольцев. "Традиционные способы и методы исправления ситуации уже исчерпаны. Действительно, нужно переходить к нетрадиционным методам, - уверен министр. - Один из этих методов, который был сегодня озвучен, - это устранение неравноправия участников дорожного движения на дорогах". Тем более что все категории граждан, которые уходят от ответственности, четко прописаны в различных законодательных актах, чем и пользуются.
Премьер-министра все это тоже впечатлило. Решение он нашел простое - уволить несколько десятков чиновников за злоупотребление привилегиями на дорогах.
- Не надо наказывать, к уголовной ответственности привлекать, еще чего-то. Уволить просто за это нужно. Причем на разных позициях, - заявил Медведев. - Прокурор, значит, пошел вон. Еще кто-либо из соответствующего списка - до свидания!
Технические проблемы, связанные с организацией дорожного движения, также существенно влияют на безопасность и водителей, и пешеходов. Координатор движения "Общество синих ведерок" Петр Шкуматов предложил запретить нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах с шестью полосами движения и более. "В принципе, это выглядит абсолютно справедливым. Невозможно представить себе нормальный переход по такой дороге", - согласился глава правительства, но взял паузу, чтобы обсчитать финансовую сторону вопроса.
Дмитрий Медведев рассудил стороны - и те, и другие по-своему правы. "Я посмотрел по тем данным, которые приводились. Мне кажется, абсолютно точное распределение причин ДТП: низкий уровень культуры, наличие привилегий для VIP-клиентуры, неэффективная организация дорожного движения и соответствующих правил", - суммировал он.
- То есть здесь технологическая сторона и то, о чем мы всегда любим поговорить, - недостаточно жесткие санкции, - констатировал глава правительства.