01.04.2013 00:10
Культура

В Большом театре покажут три версии балета "Весна священная"

В Большом театре начался фестиваль "Век "Весны священной" - век модернизма"
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Столичный выпуск: №69 (6045)
Программа международного фестиваля, который продлится до середины апреля, включает гастроли трех великих версий балета Игоря Стравинского "Весна священная".
Читать на сайте RG.RU

Самую первую постановку, Вацлава Нижинского, привезет Финский национальный балет. Версию Мориса Бежара покажет его Bejart Ballet Lausanne. Закроется фестиваль выступлением Танцтеатра Вупперталя Пины Бауш. А на старте Большой показал собственную премьеру балета Стравинского, хореографом которой выступила Татьяна Баганова. Другой новинкой вечера стала "Квартира" Матса Эка - и это первая работа великого шведа в России. В 100-летней истории "Весны священной" премьер аккуратных, тихих и незаметных почти не было: эта партитура, взывающая к первородным человеческим инстинктам, с непреклонностью требует предельной откровенности и открытости, буквально исповедальности. В России до середины 1960-х "Весна священная" была под запретом.

Первым прорвал блокаду именно Большой театр - в 1965 году молодые Наталья Касаткина и Владимир Василев своей постановкой произвели сенсацию, хотя она была вполне невинной даже по сравнению с версией Нижинского. Но глубоких взаимоотношений с "Весной священной", в основе которой лежат славянские языческие обряды, у нас так и не сложилось. Задумывая фестиваль, аналогов которому еще не было в балетном мире, Большой театр заказал мировую премьеру собственной постановки Уэйну МакГрегору - главному современному авангардисту, работающему с классическими танцовщиками. Но в феврале хореограф принял решение не приезжать в Москву. Тогда театр сделал предложение о постановке Татьяне Багановой. Своих исполнителей она искала не только в балетной труппе, но даже в мимансе (он тоже укомплектован выпускниками хореографических училищ), а еще несколько человек привезла из своих "Провинциальных танцев". Еще одним фактором поддержки стало приглашение художника Александра Шишкина, о сотрудничестве с которым Баганова мечтала.

На сцене они выстроили то ли промышленный цех, то ли барак, главное украшение которого - гигантский старомодный кран, из которого через какое-то время свешивается гигантская пластиковая капля. А под ним в мечте о живительной влаге то топчутся, то мечутся, то бьются люди. Баганова воспроизвела в этой "Весне священной" все узнаваемые элементы своего традиционного мира - кроме театрального чуда, которое она умеет создавать как никто другой.

Музыкальный театр