02.04.2013 00:02
Культура

Юрий Богомолов: "Воскресший" в СМИ Березовский - важная примета времени

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (6046)
Смерть Бориса Березовского продолжает будоражить телевизионных оракулов. С интересом к ней успешно соперничала тайна рождения двух близняшек, которой очень серьезно занялся Андрей Малахов. А еще не на все вопросы ответило следствие по делу худрука Большого Сергея Филина. И не правильно было бы не заметить нескольких премьер: на Первом - развлекательного проекта "Куб", на "Дожде" - информационно-аналитических программ "Господин хороший" и "Парфенов".
Читать на сайте RG.RU

* * *

Давно с таким энтузиазмом телезрители не смотрели малаховскую говорильню, как посвященую разборкам с отцовством двойняшек. Первая из серий шла под девизом "Нагуляла?". Вторая - "Нагуляла от кого?".

Героиня родила двойню. Предполагаемый отец поставил под сомнение свое отцовство. Мама, поддерживаемая мамой, настаивала на своем. Друг молодого человека держался иной точки зрения: он видел, как она на дискотеке целовалась с его приятелем. Слово за слово, крики, женские слезы, наконец, драка и мужская кровь из носа.

Говорят, было такое время, если завязывалась какая-то потасовка в эфире, то тут же телеведущий объявлял рекламную паузу и самое интересное оставалось за кадром. Давно это было. Теперь все иначе. Мордобитие - это счастье, а настоящая кровь (не гуашь, как в кино) - это отличный рейтинг.

Вся "докудрама" напоминала психологическую пытку, посредством которой выбивалось чистосердечное признание

...А тайна отцовства была, в конце концов, раскрыта. Не без помощи науки. Господин Малахов любит науку. И давно. На нее он смело оперся в другом своем психологическом проекте-истязании - в "Детекторе лжи". Тут были мобилизованы специальные медицинские лаборатории. У подозреваемых любовников девушки (в кои попал и свекор) прямо в студии брали на пробу слюну (благо ее было довольно, поскольку градус взаимной ненависти в студии зашкаливал), чтобы потом торжественно объявить результаты экспертизы. Знак вопроса в заголовке программы пришлось снять.

По совести, вся эта "докудрама" напоминала психологическую пытку, посредством коей выбивалось чистосердечное признание из "нагулявшей" двойню девицы.

Программа была освящена присутствием высоконравственного думского начальника - председателя комитета по СМИ Алексея Митрофанова. Он по-человечески сочувствовал ославленной матери-одиночке. Еще больше ей сострадал тот, кто ее пытал - душелюб Андрей Малахов. Он в конце программы приобнял затравленную, плачущую девушку за плечи и стал давать ей ласковые советы, выражать теплые пожелания... и чуть сам не расплакался. Я , глядя на это проявление человеколюбия, тоже едва не расплакался, но вовремя вспомнил анекдот про гуманиста, который изнасиловал девочку-сиротку. А потом признавался: плачу и насилую, насилую и плачу...

* * *

Как справедливо заметил Леонид Парфенов в программе имени себя: "Березовский, умерев, воскрес в эфире. Действительно, покойный то и дело является то в одном шоу, то в другом. Телеканал "Россия" напирает на его антигосударственную деятельность, ищет следы его связей с иностранными разведками. НТВ пересчитывает его жен и любовниц, достает из закромов старые и не очень интервью "виновника" информационного бума.

Парфенов говорит о том, что сводит с ума непредубежденного телезрителя: что это - самоубийство или убийство через повешение? И что осталось от его несметных богатств? И если что осталось, то под каким матрасом припрятано? Политическую составляющую его жизни и смерти представил Павел Лобков в своем видеоэссе. Он нарисовал двойной портрет "Троцкий и Березовский" в забытом формате "а ля Плутарх".

...Фильмы-легенды полезно пересматривать. Вдруг вычитываешь в них то, на что прежде не обращал внимание

История Березовского смотрится как своего рода ремейк судьбы революционера Троцкого. В свою очередь, Троцкий у Лобкова "работает" в качестве подсветки участи беглого олигарха. Это, к слову, тот случай, когда параллели биографий вернее объясняют их внутреннее сродство, нежели пересекающиеся линии их развития.

Конечно же, "воскресший" в массмедиа Березовский - важная примета времени. Как и воскресающий время от времени Сталин. Это все знаки того, что мы разбираемся со своим прошлым. И определиться со своим будущим не получается. Не говоря о современности.

Впрочем, почему "не говоря". Мы о ней только и говорим. Даже когда всего лишь вспоминаем прошлое, судим его, судачим о нем . Поводом, как правило, служит очередная юбилейная дата исторического лица, или - исторического события, или художественного явления. Особенно желанен для телевизионщиков юбилей популярного в свое время художественного фильма. На позапрошлой неделе Первый канал юбилеил по поводу "Большой перемены". На минувшей - отмечал 30-летие "Покровских ворот".

* * *

Фильм родился не в марте, а в феврале. Но это не важно. Важно, что канал решил отметить событие, в связи с чем был снят документальный фильм "Рождение легенды". Затем был показан сам фильм. А вечером, как я догадываюсь, должна была в шоу Малахова состояться теплая встреча создателей картины. Ее не случилось. Скончался Валерий Золотухин, и Малахов скомпоновал программу памяти народного артиста.

...Фильмы-легенды полезно пересматривать. Вдруг вычитываешь в них то, на что прежде не обращал внимания. Например, на прощальную реплику Маргариты Павловны: "Довольно. Поговорим впоследствии лет этак через 25". И поговорили, если принять во внимание сюжеты и темы минувшей недели. Как же мадам Хоботова оказалась проницательна...

ТВ и сериалы