02.04.2013 00:25
Общество

В России ежегодно отменяются 6-7 тысяч решений об усыновлении детей

Как тестировать кандидата в усыновители, чтобы не было "брака"
Текст:  Галина Брынцева
Российская газета - Федеральный выпуск: №70 (6046)
Ольга и Глеб П. подали в суд заявление об отмене усыновления трехлетнего Вани уже через пять месяцев после того, как забрали малыша из дома ребенка. Причины формулировали невнятно. Но в ходе разбирательства вынуждены были признаться: ребенок понадобился для получения ипотечного кредита. Однако поскольку в ипотеке им все же отказали...
Читать на сайте RG.RU

А 14-летнюю Марину люди, которых она с полутора лет звала мама и папа, "разудочерили", когда у нее начался период подросткового бунтарства.

Еще одна болевая точка в тяжелой теме детского сиротства - отказы от детей усыновителей и опекунов. Только в 2011 году российскими судами было отменено 6700 решений о передаче детей-сирот на воспитание в семью. Из них более 4600 - по инициативе приемных родителей, более 800 - в связи с ненадлежащим выполнением ими обязанностей по воспитанию, 33 - из-за жестокого обращения с детьми.

Чтобы изменить эту удручающую статистику, в думском Комитете по вопросам семьи, женщин и детей хотят на законодательном уровне ввести для кандидатов в приемные родители обязательное психологическое тестирование. Соответствующий законопроект уже разрабатывается и в скором времени может быть внесен на рассмотрение депутатов Госдумы.

Идея подобного обязательного "освидетельствования" желающих принять в свой дом ребенка-сироту высказывалась и раньше. Поэтому нет ничего неожиданного в том, что новую законодательную инициативу депутатов многие специалисты горячо поддержали: обязательное тестирование кандидатов в усыновители и опекуны дело хорошее и необходимое. Однако у других экспертов разрабатываемый в ГД законопроект вызывает немало вопросов и опасений. И поскольку речь идет о правовой норме, которая может самым непосредственным образом повлиять на судьбы многих тысяч людей - взрослых и детей, важно вовремя услышать и учесть любое высказываемое сомнение.

О том, что беспокоит противников введения обязательного тестирования потенциальных усыновителей и опекунов, мы говорим с известным экспертом в сфере семейного устройства детей-сирот, преподавателем старейшей в России школы приемных родителей Галиной Красницкой.

Тестирование предполагает некий инструментарий - набор психологических тестов. Какие имеются в виду, если таковые вообще имеются?

Галина Красницкая: Практически все предлагаемые сегодня для испытания кандидатов в приемные родители тесты - зарубежные, переводные и вовсе не ставящие задачу выявить "пригодность к родительству". У нас, в России, ни на одной приемной семье они не проверялись, а были апробированы на обычных людях. И не по поводу их желания взять из детдома ребенка, а, скажем, при приеме на работу.

И что, они настолько не подходят к нашей действительности, к ментальности наших людей?

Галина Красницкая: Естественно. Их надо корректировать, даже не столько из-за разницы в ментальности, сколько из-за специфики приемной семьи и самой задачи такого тестирования - определить способность человека стать усыновителем или опекуном чужому ребенку. Иначе правдивых, объективных результатов от такого испытания не жди. А отсюда возникают большие риски ошибок в заключении о пригодности кандидата стать приемным родителем. Причем как в ту, так и в другую сторону.

А могут ли наши отечественные психологи, эксперты, практики разработать совместными усилиями специальные, соответствующие такой задаче тесты?

Галина Красницкая: Думаю, да. У нас есть сильные психологи, специалисты, которые могли бы это сделать. Но сложность в том, что для этого нужны пролонгированные серьезные исследования: что есть приемная семья, каковы отличия взаимоотношений в ней ее членов от тех, что складываются в обычной семье, какой бывает специфика возникающих проблем и многое другое. А кто будет оплачивать сегодня такие долгосрочные и затратные исследования? Гораздо легче, быстрее и дешевле собрать то, что уже имеется под рукой.

Кадры, как известно, решают все, - хватит ли квалифицированных психологов на всех тестируемых, не только на Москву и Санкт-Петербург, но и на всю Россию?

Галина Красницкая: Тут с кадрами для созданных в последние месяцы "Школ приемных родителей" бы разобраться!.. Жизнь уже показывает: во многих регионах нет специалистов, которые могут качественно подготовить будущих родителей. Рассказывают, что в иных территориях сегодня "ШПР" проводят работники опеки. Быстренько. Как умеют. Чаще всего - формально. Тестирование же требует психологов, которые имеют не только специальное образование, но и понимают специфику приемных семей. Таких не хватает даже в крупных городах, а откуда же они появятся в отдаленных сельских районах? Кончится тем, что, за неимением штатных психологов, тестировать усыновителей там тоже будут работники органов опеки. Объективность психологического теста означает независимость от условий, в которых он применялся, от человека, проводящего испытание, анализирующего и интерпретирующего полученные результаты. В распоряжении психологов сейчас имеются тесты довольно высокой степени правдивости. Но, как отмечают специалисты по психодиагностике, даже самый объективный тест может потерять это качество, если его проводит некомпетентный человек.

Как относятся к тестированию сами испытуемые - кандидаты в усыновители и опекуны?

Галина Красницкая: Я проводила такой опрос и могу ответить. Просто процитирую одну усыновительницу из Челябинска: "Тест, который мы с мужем проходили, содержал много вопросов, унижающих женщину. Как вам, к примеру, такие утверждения, к которым надо было "отнестись": "Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом является дом", "Самое большое желание любой матери - быть понятой мужем", "Для хорошей матери достаточно общения с семьей"? Были там и такие, что вообще непонятны по смыслу. Спрашиваем у психолога (парнишка лет 20-22), как на такие отвечать. Говорит: "Ну, хоть как-то ответьте, тест переводной и поэтому некоторые вопросы некорректны". Думаю, и расшифровывают тесты формально. В итоге все участники тестирования оказались "годны к родительству". Хорошо, что этот тест пока еще необязательный, а что станет, когда от него будет зависеть, быть вам приемным родителем или нет?!".

Но ведь должен же быть какой-то механизм, который позволит еще на ранней стадии дать отвод людям, не готовым заменить родителей сироте или совсем к тому не подходящим?

Галина Красницкая: Законодательно сегодня уже действуют объективные критерии при отборе кандидата: человек работает, есть жилье, позволяет здоровье, прошел ШПР, где получил знания, необходимые для принятия окончательного решения взять в свой дом особенного ребенка (а все сироты - особенные, их многое отличает от домашних ребят), - и этого вполне достаточно. Дальше - уже вопрос ответственности самого кандидата. Не исключены ситуации, когда человек не готов сам по себе, а тестирование покажет, что всё благополучно. Отбирать кандидатов надо по объективным основаниям, а не на основании того, что "тетя Маня скажет".

Семья и дети